При трудоустройстве на работу специалиста главным бухгалтером или его замом все помнят, что предъявляются определенные требования к стажу работы по специальности, к образованию, судимости, но совсем забывают о том, что необходимо обратить внимание на причину увольнения от прошлого работодателя.
Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам: что это и какие последствия несет?
Согласно п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет) трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по следующим основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения:
- неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;
- однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:
- прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
- нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
- иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с настоящим Декретом и иными законодательными актами;
- вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;
- разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;
- причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;
- сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
- нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;
- неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;
- незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;
- неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
- неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений;
- нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных;
- нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
- несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;
- разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты;
- грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей;
- совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
- лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени;
- представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
- непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;
- наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости;
- виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы).
Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после такого увольнения, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном в Положении о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утв. постановлением Совмина от 02.02.2015 № 68 (п.9 Декрета).
Вывод
Работникам, которые претендуют на занятие руководящей должности в организациях государственной и частной форм собственности, предъявляются повышенные требования в части оснований увольнения в течение 5 лет, предшествующих назначению на руководящую должность.
Иначе говоря, что допускается для рядового специалиста, то не допускается для главного бухгалтера и его заместителя, причем вне зависимости от формы собственности, знакомства и т.п.
К чему приведет назначение на должность главного бухгалтера или его заместителя ?
- назначение лица на должность с нарушением требований Декрета является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу;
- для руководителя организации за нарушения, предусмотренных требований – ответственность вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей за:
- нарушение предусмотренного Декретом порядка назначения на должность;
- выдачу кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию;
- отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик.
Вывод
Возможность остаться руководителю без работы – совсем не хорошая перспектива для человека, настроенного на карьеру.
А Вы знали об этом ?
Прописная истина — «Не знание Закона – не освобождает от ответственности»
Приходите к нам на практический семинар и Вы узнаете еще больше фактов, практических ситуаций, нюансов в работе Главного бухгалтера и бухгалтерии
Знание – сила для руководителя, главного бухгалтера и всего коллектива
29 сентября в 10:00 | offline+online
Бухгалтерия: правила построения эффективной работы
Проблемы. Риски. Границы безопасности