Положение по командировкам

В хозяйственном процессе практически любой организации есть командировки

Вопрос

Почему командировочным расходам при проверках уделяется предельное внимание?

Ответ

  • трудоемкий расчет и непонятные правила из инструкций;
  • громоздкое документальное оформление и сбор подтверждающих расходы документов;
  • каждому командированному работнику приходится несколько раз объяснять какие документы и в какой форме собираем + переписываем многократно авансовые отчеты;
  • необходимость контролировать своевременный возврат подотчетных сумм;
  • чуть что не так – налоговики снимут с затрат и досчитают налог на прибыль с пеней;
  • неподтвержденные документами расходы – доход работника с начислением зарплатных налогов.

Обоснование:

В соответствии с подп. 1.1. ст. 171 НК к нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении, в том числе относятся командировочные расходы (расходы на служебные командировки) в пределах норм, установленных законодательством.

Расходы по командировке учитываются при налогообложении прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:

1. расходы относятся в бухгалтерском учете на расходы, а не включаются в стоимость активов;

2. расходы подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством;

Справочно: Авансовый отчет является первичным учетным документом. Его форма разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам (ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»).

3. расходы связаны с деятельностью организации, а не произведены в интересах работника;

4. расходы произведены в соответствии с нормами Положения № 176.

Облагаются подоходным налогом:

  • суточные - в сумме, превышающей размеры, установленные законодательством;
  • документально не подтвержденные расходы по проезду к месту командировки и обратно - в сумме, превышающей размер возмещения, установленный законодательством;
  • расходы по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов - в сумме, превышающей установленные законодательством размеры возмещения;
  • документально не подтвержденные прочие командировочные расходы, возмещаемые работнику по решению нанимателя.
  • Расходы по командировке учитываются при налогообложении прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:

    2. Если в установленный законодательством срок работник представил авансовый отчет, но не вернул неиспользованную сумму аванса, а также организация в установленный законодательством срок (не позднее 1 мес. со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса) не приняла распоряжение об удержании аванса, то сумма невозвращенного аванса включается в доходы, подлежащие обложению подоходным налогом. При этом датой фактического получения дохода является день составления работником авансового отчета (подп. 1.6, 1.7. ст. 213 НК).

    Положение по командировкам – это необязательный документ, но его наличие в организации значительно облегчает «жизнь» организации и ее работников, поскольку позволяет избежать ошибок, которые могут привести к недоплате налогов, пени, а также регламентирует порядок действий (документооборот) при направлении работников в командировку.

    Читайте ТОП-5 ошибок по командировкам 

    Разработанное положение решит следующие вопросы:

    check1

    кого можно, а кого нельзя направлять в командировку

    Registration

    порядок оформления документов при направлении в командировку и ее продлении или отмене

    report

    порядок и сроки предоставление авансового отчета (подтверждающих документов), в том числе с использованием корпоративных карт

    Work

    режим работы командированного сотрудника (решение о явке на работу в день отъезда и возвращения)

    hands

    порядок действий при временной нетрудоспособности во время командировки

    rush

    порядок действий (документальное оформление) в случае, если работник выезжает в командировку или из командировки в иные сроки, чем оговорено в приказе о командировании

    Disbursement

    порядок возмещения расходов, связанных со служебной командировкой

    working

    порядок направления в командировку определенных категорий сотрудников и дистанционных работников

    Check2

    порядок инвентаризации расчетов с подотчетными лицами и др.

    Результат разработанного положения:

    1. Охват всех нюансов организации командировок – создание единого документа (регламента) для руководства всеми работниками организации

    2. Сотрудники в курсе трудового законодательства, знают свои права и обязанности в командировках: какие расходы им возместят (на какие дополнительно нужно согласование нанимателя), какие документы необходимо собрать, в какие сроки предоставить авансовый отчет и иные документы, что делать, если командировка отменилась и т.п.

    3. Исключение ошибок по налогам (на прибыль, подоходный налог) в связи с отсутствием или неверным оформлением документов

    Положение по командировкам – это локальный правовой акт организации, в котором максимально конкретно прописано, кто и что должен делать и за что нести ответственность и минимизация налоговых рисков.

    Кому нужно Положение (регламент) по командировкам:

    Руководителю организации и руководителям среднего звена (структурных подразделений)

    – устанавливают единые правила и подходы по всем вопросам командирования

    Бухгалтерии, кадровой службе, юридическому отделу

    – процесс становится понятным – кого, куда, как и какие документы оформить.

    Непосредственно командированному работнику

    поскольку он не должен «ломать» голову над тем, что от него хотят – он должен строго следовать правилам, установленным в организации.

    Приложения к положению по командировкам:

    1. Авансовый отчет
    2. Примерная форма приказа об удержании невозвращенного неизрасходованного аванса из заработной платы подотчетного лица
    3. Примерная форма приказа о направлении в командировку (переносе сроков, отмене командировки)
    4. График командировок
    5. Образец служебной записки о необходимости направления в командировку
    6. Образец задания на командировку
    7. Отчет о выполнении задания
    8. Журнал регистрации положений
    9. И другие

    Варианты положений:

    Вариант “Эконом”

    economy

    Анализ и актуализация действующего Положения в организации
    Стоимость: от 185 руб.
    Срок выполнения от 5 рабочих дней.

    Вариант “Стандарт”

    standard

    Разработка Положения без учета особенностей организации
    Стоимость: от 540 руб.
    Cрок выполнения от 7 рабочих дней.
    Вы получите готовое положение без учета особенностей организации со стандартными приложениями.

    Вариант “Бизнес”

    business

    Разработка с учетом особенностей организации
    Стоимость: от 960 руб.
    Срок выполнения от 10 рабочих дней.
    Вы получите готовое положение с учетом особенностей организации со стандартными приложениями.

    Заполните данные для расчета стоимости разработки Положения по командировочным расходам для Вашей организации