Вопросы по аудиту

Обязательный аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее — обязательный аудит) — это аудит, обязательность проведения которого установлена Законом об аудиторской деятельности и другими законодательными актами Республики Беларусь (п. 1 ст. 22 Закона об аудиторской деятельности).

В частности, Законом РБ «Об аудиторской деятельности» установлен перечень организаций, которые обязаны проводить аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности.

Ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности следующих организаций:

  • юридических лиц, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 базовых величин на 31 декабря предыдущего отчетного года (на 31.12.2022 – 16 000 000 руб.).
  • акционерных обществ, обязанных согласно законодательству раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
  • Национального банка Республики Беларусь;
  • банков, банковских групп, банковских холдингов;
  • бирж;
  • страховых организаций, страховых брокеров;
  • резидентов ПВТ;
  • организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих организаций инвестиционных фондов;
  • специальных финансовых организаций.

Организации, у которых выручка за 2022 год превысила сумму 16 000 000 руб. обязаны за 2023 год проводить обязательный аудит.

Критерием для оценки наличия либо отсутствия обязательного аудита будет выступать цифровой показатель из оборотно-сальдовой ведомости по итогам года по счету 90-1 “Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг”) вместе с налогами и сборами, исчисляемыми из выручки от реализации (НДС, акцизами и др.).

Перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – перечень обязательных вопросов аудита), установлен в приложении № 81 “Планирование аудита” к Национальным правилам аудиторской деятельности.

Одним из проверяемых вопросов в ходе аудита является “Аудит расчетов по налогам и сборам”. Аудит данного раздела проводится в пределах уровня существенности и как правило выборочным способом.

Если Вы хотите детальную проверку налоговых обязательств, то следует предусмотреть это в договоре на аудит.

“Налоговый аудит” – защитите себя от налоговых рисков

Аудит – это дорого?!

Под уровнем существенности понимается предельный размер ошибки, начиная с которой отчетность перестанет быть достоверной.

В ходе аудита достоверности каждая выявленная ошибка сравнивается с уровнем существенности: если ошибка выше уровня существенности, значит аудитор может выдать модифицированное или отрицательное аудиторское заключение. Если ошибка менее уровня существенности, то модификация заключения не делается.

Правила расчета уровня существенности в каждой аудиторской компании устанавливаются самостоятельно внутренними правилами.

Стоимость аудиторской проверки определяется индивидуально для каждой организации.

Критериями для оценки стоимости выступают такие показатели как вид деятельности организации, обороты, структура активов и пассивов, штатная численность работников и другие.

Для расчета стоимости аудиторских услуг следует заполнить анкету, на основании которой аудиторская компания рассчитает стоимость проведения аудиторской проверки для вашей организации.

Аудит состоит из следующих этапов:

  • подготовка к аудиту: согласование условий договора, сроков проведения проверки и иных существенных условий договора оказания аудиторских услуг, подготовка Заказчика к проведению проверки (подготовка документов, организация рабочих мест для аудиторов) планирование аудита

Шпаргалка “Как подготовиться к аудиторской проверке»

  • проведение аудита: непосредственный процесс работы аудитора с заказчиком: сбор, оценка и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании
  • заключительный этап: составление аудитором отчета или отчета и заключения, оформление результатов аудита, передачу итоговых документов (отчета или отчета и заключения) по результатам аудиторской проверки Заказчику.

По итогам аудита достоверности годовой бухгалтерской отчетности Заказчик получает:

  • отчет, в котором аудиторы подробно опишут все выявленные нарушения, приведут ссылки на нормативно-правовые акты и правоприменительную практику, и дадут рекомендации по их устранению;
  • аудиторское заключение, с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Составление обоих документов аудитором обязательно. Если вы проводите поэтапный аудит, то по результатам первого этапа составление отчета не обязательно.

И отчет, и аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями национальных правил аудиторской деятельности.

Поэтапный аудит — аудит, который проводится в несколько этапов, например, по итогам полугодия или 9 месяцев и года.

Таким образом, первый этап аудита проводится в отчетном году, а второй, как правило, до сдачи годовой отчетности — в первом квартале года, следующего за отчетным.

Наш опыт показывает, что поэтапный аудит позволяет выявить недостатки в деятельности организации, ошибки до составления годовой отчетности, соответственно, есть время внести соответствующие исправления, получить консультации, упростить и ускорить процедуру аудита годовой отчетности, снизить нагрузку на работников организации в отчетный период.

Поэтапный аудит — это аудиторская проверка, которая проводится в 2 этапа, например, проверка по итогам каждого полугодия или проверка по итогам 9 месяцев и года. По результатам первого этапа выявляются и исправляются ошибки, снимаются спорные вопросы, а после второго — готовится идеальная отчетность.

Плюсы поэтапного аудита:

  • снижение нагрузки на бухгалтеров в «горячий» период подготовки к сдаче годовой отчетности, изучения налогового законодательства на следующий отчетный период, пересмотра положений учетной политики и другой текущей работы, т.е. проведение аудита в удобное для Вас время (возможность выбрать самостоятельно временной промежуток для проведения аудита);
  • более равномерное распределение затрат на аудит в течение отчетного года при неизменной стоимости договора;
  • своевременное выявление ошибок и их исправление;
  • снижение трудоемкости внесения исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность по итогам года (чем больше период, который тянуться ошибки, тем больше выборок и пересчетов необходимо будет сделать бухгалтеру);
  • бухгалтерия сразу исправляет ошибки, а не накапливает их;
  • чем раньше выявлены и исправлены ошибки, тем меньше налоговые последствия, связанные с доначислением налогов и пени;
  • при необходимости получение рекомендаций по текущим вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
  • по итогам первого этапа может быть предоставлен краткий перечень всех выявленных ошибок либо отчет по первому этапу аудита с описанием выявленных нарушений, со ссылками на нормативно-правовые акты и рекомендациями по их устранению;
  • сдача «идеальной» налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • выявление ситуаций для восстановления учета;
  • своевременное получение по итогам года положительного аудиторского заключения.

Выдача отрицательного аудиторского мнения по итогам аудиторской проверки свидетельствует о существенных нарушениях при ведении бизнеса.

Что делать? Устранять нарушения и повторно проходить аудиторскую проверку.

Если нарушения не устранены, то на следующий год по итогам аудита вы также получите отрицательное аудиторское мнение.

По итогам обязательного аудита достоверности отчетности информация о факте проведения обязательного аудита отчетности представляется в Министерство финансов аудируемым лицом посредством заполнения анкеты, размещенной на официальном сайте Министерства финансов www.minfin.gov.by в глобальной компьютерной сети Интернет в разделе “Аудиторская деятельность”.

АНКЕТА ДЛЯ БАНКА ДАННЫХ организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также руководство по заполнению здесь –  minfin.gov.by

Срок предоставления вышеуказанной информации — в течение месяца с даты получения аудиторского заключения в случае проведения обязательного аудита отчетности, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Кто должен представить:

  • Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также в случае, если эти аудируемые лица находятся в подчинении (ведении), входят в состав (систему) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов или их акции (доли в уставных фондах) переданы в управление указанных органов (организаций) (абзац 6 п.2 ст.18 Закона об аудиторской деятельности).

НЕ ТРЕБУЕТСЯ:

  • прикладывать копию аудиторского заключения;
  • подавать сведения в налоговые органы. Такая обязанность исключена с 01.01.2020 г.

Практически все аудиторские компании осуществляют добровольное страхование профессиональной ответственности.

Страховка позволяет в случае применения к заказчику аудиторских услуг налоговых претензий, либо в случае других ситуаций, которые повлекли убытки, за счет страховой компании возместить убытки заказчика.

В случае налоговой проверки страховая компания возмещает штрафные санкции и пени, суммы доначисленных налогов не возмещаются.

Можно заключать договора на индивидуальное страхование. В таком случае выгодоприобретателем по страховке будет конкретная организация, заключившая договор. Заключает договор аудиторская компания. Сумма страховки увеличивает стоимость аудиторских услуг.

Дорого! Но очень выгодно!!!

ООО “БелАудитАльянс” проводит аудит на всей территории Республики Беларусь.

Среди наших клиентов компании из городов Брест, Гродно, Могилев, Гомель, Молодечно, Борисов, Барановичи, Осиповичи, Бобруйск, Кобрин, Новополоцк, Слуцк и других.