Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Вопрос: учет товарных знаков, в том числе зарегистрированных на территории РФ. Учет расходов на товарные знаки до момента их регистрации —  на расходы будущих периодов или текущие затраты, учитывая то, что согласно методологии бухгалтерского учета текущие активы как активы, действующие в краткосрочном периоде-до 12 месяцев, а права на товарный знак действуют в течение 10 лет?

Ответ:

В соответствии с п. 7.1 п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов  № 25 к нематериальным активам относятся имущественные права объектов права промышленной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, товарные знаки и знаки обслуживания, полученные при совершении сделки по приобретению предприятия как имущественного комплекса, секреты производства (ноу-хау), иные объекты права промышленной собственности.

В соответствии со ст. 132 ГК в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

В соответствии с п.п. 7.2 п. 7 Инструкции № 25 к НМА относятся имущественные права, вытекающие из лицензионных (авторских) договоров, договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и иных договоров в соответствии с законодательством. В тоже время п. 8 Инструкции № 25 эта норма не распространяется на товарные знаки и знаки обслуживания, за исключением полученных при совершении сделки по приобретению предприятия как имущественного комплекса.

Товарные знаки, созданные организацией, приобретенные по договору уступки права на товарный знак, договору о залоге имущественных прав, по лицензионному договору, нематериальными активами не являются, вследствие чего произведенные организацией затраты на их создание (приобретение) признаются расходами.

В соответствии с п. 32 Инструкции по доходам  расходам № 102 расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним. Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то указанные расходы признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами.

То есть организации следует самим определить, можно ли соотнести расходы по созданию и приобретению товарного знака с доходами определенного периода, и тогда на основании этого установить период распределения произведенных расходов. Для обобщения информации о расходах в таком случае, произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Если расходы на создание, приобретение товарного знака (а это на практике большинство ситуаций) невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, они признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором были произведены.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

09.09.2020

Другие новости