Вопросы участников конференции «Особенности работы IT-отрасли» и ответы на них! Часть 2

  • Запись опубликована:16 апреля, 2020

Вопрос 8. Договор подряда на выполнение работ с резидентом РФ. Налоги. Порядок расчетов.

Ответ 8:

Граждане (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам (договорам подряда), предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, в частности, у юридических лиц, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора (ст.1,3,7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Договора между РБ и РФ о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, если застрахованный проживает и работает на территории Российской Федерации, а работодатель зарегистрирован на территории Республики Беларусь, то указанный гражданин может выбрать, в соответствии с законодательством какой страны (Российской Федерации или Республики Беларусь) будут уплачиваться взносы. С учетом выбора работника работодатель будет уплачивать взносы либо в соответствующие органы Российской Федерации, либо в бюджет фонда Республики Беларусь.

Выбор применяемого законодательства оформляется путем подачи застрахованным заявления работодателю. В течение 5 рабочих дней со дня приема заявления работодатель обязан уведомить орган Фонда о таком выборе работника-иностранца. При отсутствии справки о применении законодательства работодатель обязан уплачивать взносы за работника — гражданина Российской Федерации в бюджет фонда Республики Беларусь.

Юридические лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику, признаются для него налоговыми агентами. На них в соответствии с законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов. Подоходный налог по доходам плательщика, в том числе физического лица, не являющегося налоговым резидентом Республики Беларусь, удерживается налоговым агентом при выплате ему доходов непосредственно из доходов плательщика. Исчисление и удержание подоходного налога производится по ставке в размере 13 %. Налоговые агенты, производившие выплаты доходов физическим лицам — гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства, обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь (за исключением доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок)) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Международными договорами Республики Беларусь по вопросам налогообложения может быть предусмотрен иной порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, не признаваемыми резидентами Республики Беларусь, на территории Республики Беларусь.

Для того чтобы воспользоваться положениями имеющихся международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, плательщик обязан представить налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Такое подтверждение должно быть выдано (заверено) налоговым или иным компетентным органом иностранного государства.

Законодательством не предусмотрено ограничений периода, в течение которого плательщиком может быть представлено такое подтверждение: до или после уплаты подоходного налога с физических лиц. При этом подтверждение действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано (заверено), либо в течение указанного в нем периода.

Представление подтверждения до уплаты (удержания) подоходного налога является основанием для освобождения от уплаты подоходного налога или уплаты подоходного налога по пониженным ставкам (в зависимости от положений, содержащихся в международных договорах по вопросам налогообложения). Представление такого подтверждения физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом Республики Беларусь, после уплаты (удержания) подоходного налога является основанием для возврата (зачета) ранее уплаченного плательщиком подоходного налога в порядке, установленном законодательством.

Вопрос 9. Как вернуть НДС по ОС и НМА предприятию резиденту ПВТ на расчетный счет?

Ответ 9:

Возврата налога из бюджета в связи с правом на вычет НДС в полном объеме возможен если имеется на 1 января остаток сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам, не принятых к вычету в прошлом году, если в текущем году такие суммы вычитаются равными долями на основании подп. 27.6 ст. 133 НК.

Возврат разницы производится по решению налогового органа. Для принятия такого решения плательщику следует направить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о возврате разницы установленного образца (ч. 1 п. 2 ст. 137 НК, подп. 1.23 Постановления N 14).

Порядок заполнения заявления о возврате разницы зависит от сложившейся у плательщика ситуации, в соответствии с которой он принимает решение — вернуть всю сумму разницы на счет (если отсутствуют сумма текущих платежей и задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, штрафам и иным обязательным платежам в бюджет).

Вопрос 10. Компания ПВТ выдала беспроцентный займ учредителю. Подлежит ли сделка контролю по трансферному ценооборазованию, является ли контролируемой сделкой?

Ответ 10:

Резидент ПВТ вправе предоставлять своим сотрудникам займы за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Если учредитель не является сотрудником предприятия, выдавать займ организация не вправе.

К затратам по контролируемой задолженности относятся п. 3 ст. 172 НК:

  • проценты за пользование заемными средствами.

Согласно подп. 2.1 ст.172НК под контролируемой задолженностью белорусской организации понимается задолженность по работам (услугам) перед учредителем (участником) белорусской организации, владеющим на последний день соответствующего налогового периода прямо и (или) косвенно не менее чем 20 процентами акций (паев, долей в уставном фонде) этой организации, и иным ее взаимозависимым лицом.

Так как предприятие не получило от учредителя, а выдала займ учредителю, то контролируемая задолженность отсутствует.

Данная сделка не подлежит контролю ТЦО.

Вопрос 11. Будут ли облагаться НДС услуги фриланса платформы Vpwork?

Ответ 11:

Нет, не будут.

Применяется освобождение от НДС согласно пункту 32 Положения о ПВТ.

Вопрос 12. Период начисления процентов по конвертируюемому займу.

Ответ 12:

Положения о конвертируемом займе нашли свое отражение в Декрете от 21.12.2017 N 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет N 8).

По договору конвертируемого займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик при наступлении определенного договором обстоятельства, в том числе зависящего от воли заемщика и (или) заимодавца, либо при совершении заемщиком или третьими лицами определенных договором действий передает заимодавцу принадлежащие заемщику акции, долю (часть доли) в уставном фонде заемщика, находящиеся на балансе заемщика, либо увеличивает уставный фонд на сумму конвертируемого займа с передачей заимодавцу акций, эмитентом которых является заемщик, или доли (части доли) в уставном фонде заемщика.

Каждый договор конвертируемого займа должен содержать указание на:

  • размер и порядок уплаты процентов за пользование займом — в случае, если договор конвертируемого займа предусматривает возможность возврата займа и уплаты процентов;
  • уплата процентов осуществляется лишь в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре конвертируемого займа.

По нашему мнению, в силу отсутствия жесткого долженствования (в виде слов «обязаны предусматривать» либо иных) Декрет №8 не устанавливает условия, обязательные к включению в договор займа, выступая лишь в качестве настоятельного напоминания. Как следствие, отсутствие любого из указанных условий не должно повлечь признание договора конвертируемого займа незаключенным.

Вопрос 13. С 20.12.1019 организация вступила в ПВТ. За какой период необходимо аудиторское заключение для ПВТ.

Ответ 13:

В соответствии с п. 17 Декрета Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 (ред. от 16.07.2019) «О Парке высоких технологий» резидент ПВТ должен ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представлять аудиторское заключение по результатам аудита этой отчетности в администрацию ПВТ.

Такая же норма содержится в статье 17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности», согласно которой резиденты ПВТ обязаны ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Поскольку организация, вступившая в ПВТ, составляет единую годовую бухгалтерскую отчетность, как до вступления в ПВТ, так и после вступления, соответственно необходимо провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год полностью. Разбивка по периоду до вступления и после вступления для составления бухгалтерской отчетности действующим законодательством не предусмотрена.

Вопрос 14. Документ о подтверждении налогового статуса резидента Польши выдан на польском языке. Достаточно ли перевода сотрудника нашей организации?

Ответ 14:

Справка о резидентстве представляется в оригинале. В соответствии с п.4 ст. 22 общей части Налогового кодекса составленные на иностранном языке документы должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом).

Указанное свидетельствование (заверение) не требуется в отношении переводов:

  • документов, подтверждающих для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, физическое лицо является резидентом иностранного государства;
  • заключений аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, договоров, первичных учетных документов и иных документов, составленных иностранными организациями, относящихся к затратам (внереализационным расходам), понесенным за пределами Республики Беларусь для целей деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Таким образом, организация вправе самостоятельно произвести перевод справки, подтверждающей постоянное местопребывание.

Вопрос 15. Необходимо ли в 2020 году удерживать подоходный налог из сумм, подлежащих перечислению индивидуальному предпринимателю РФ, если имеется статус подтверждения налогового резиденства за 2019 год.

Ответ 15:

Без наличия документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации организация обязана удерживать подоходный налог по ставке 13% при перечислении денежных средств индивидуальному предпринимателю резиденту РФ.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается за один календарный год.

Основание: Письмо ИМНС РБ от 30 ноября 2018 г. № 4-2-15/34263 «О подтверждении налогового резидентства российских индивидуальных предпринимателей».

Вопрос 16. Особенности налогообложения при работе с Apple, Google.

Ответ 16:

Использование Программ для разработчиков Apple.

По данному договору предоставляется не исключительная лицензия на использование ПО для разработчиков Apple.

tablica-1

Google Play

Чтобы опубликовать приложение в Google Play, необходимо присоединиться к «Соглашению Google Play о распространении программных продуктов».

tablica-2

Вопрос 17. Как отразить в бух.учете продажу не доработанного до конца, не принятого на учет НМА — затраты собраны на 08 — но появился покупатель — надо сторнировать 08 назад на 20 и продать с передачей прав, не затрагивая 08 и 04, верно?

Наша компания занималась все время разработкой и доработкой ПО Заказчика, на сегодня есть  разработка ПО(КП), затраты на которое учитываются на 08, и был план создать все же НМА на 04, зарегистрировать  и в дальнейшем реализовывать его по договорам передачи прав (лицензионным), на сегодня создаются предпосылки на возможность покупки данной разработки в виде все же КП, зарегистрированной. Как нужно отразить эту программу в бух учете, ведь я уже сейчас знаю, что буду отчуждать ее до 12 месяцев с даты разработки, а одно из  условий отнесения к НМА — организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения.

Ответ 17:

Организации в качестве нематериальных активов принимает к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

  1. активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов организации;
  2. активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд, а также для предоставления в пользование;
  3. организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
  4. активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
  5. организация не предполагает отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
  6. первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции № 25).

Целесообразно коллегиально в организации принять решение о том, что нематериальный актив не создается.

По нашему мнению, на дату принятия решения о нецелесообразности продолжения работы над созданием НМА, понесенные расходы следует списать, как аннулированный заказ, не давший продукции со счета 08 в состав прочих расходов по инвестиционной деятельности бухгалтерской проводкой:

Д-т 91 К-т 08

Если отпала необходимость создавать НМА и затраты понесены по этой разработке в одном текущем году, то считаем целесообразным на основании коллегиального решения об отсутствии необходимости в создании НМА, а выполнении отдельного этапа работ для реализации сторонней организации перенести затраты со счета 08  следующей бухгалтерской проводкой: Д-т 08 К-т разных счетов — сторнировочная запись, Д-т 20 К-т разных счетов на эту же сумму. Аналогичный подход можно применить, если затраты на создание программного обеспечения, аккумулировались на счете 08, например, в 2019 году, а условие о невыполнимости отнесения к НМА перестало выполняться в 2020 году. Обращаем внимание, что данное решение должно быть надлежащим образом оформлено, например, протоколом.


Консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]