Slide

ВЕБИНАР
5 АПРЕЛЯ
10:30-13:00

Закрытие квартала:
налог на прибыль-2024

Затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли

Шпаргалка “Как подготовиться к аудиторской проверке и нужно ли?”

  • Запись опубликована:1 ноября, 2022

При проведении аудиторской проверки не редко у субъектов хозяйствования возникает «паника», поскольку внимание акцентируется на слове «проверка». Чтобы аудиторская проверка прошла наиболее эффективно к ней лучше подготовиться заранее.

Если организация подготовится к проведению аудита заранее, то время, отведенное на проведение аудита, будет использовано более эффективно, а это значит, что аудитор сможет охватить для проверки большее количество документов и хозяйственных операций.

Цель аудита – выявление несоответствий, недочетов в системе ведения бухучета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности, а не наложение штрафных санкций.

1. Готовим документы, необходимые для аудита:

  • Устав, Cвидетельство о госрегистрации, о постановке на учет;
  • лицензии;
  • документы, подтверждающие формирование уставного фонда;
  • учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
  • Положение по оплате труда, Положение по командировочным расходам и другие действующие в организации локальные акты;
  • налоговые декларации (в том числе уточненные);
  • регистры налогового учета;
  • документы, подтверждающие льготы по налогам;
  • документы по проведению инвентаризации;
  • бухгалтерская отчетность;
  • первичные учетные документы;
  • хозяйственные договоры;
  • копия архивного файла программы 1С Бухгалтерия и др.

Справочно: вышеперечисленный перечень является примерным, исходя из специфики деятельности организации аудиторы могут запросить в ходе аудита иные документы.

Требования к документам:

  • наличие всех форм отчетности и деклараций, составление которых предусматривает действующее законодательство;
  • первичные учетные документы должны быть систематизированы, в т.ч. в хронологическом порядке, иметь все реквизиты и подписи, предъявляемые к ним в соответствии со ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»;
  • документы должны быть первоначально представлены в оригинале (аудитор не работает с копиями документов), т.е. нет необходимости копировать сразу все запрашиваемые документы.

2. Определяем перечень лиц, присутствие которых необходимо на период проведения проверки

На период проведения аудиторской проверки целесообразно, чтобы на рабочем месте находились:

  • главный бухгалтер и (или его заместители);
  • бухгалтера по соответствующим участкам учета;
  • юрист;
  • специалист по программному обеспечению и др.

Присутствие данных специалистов в период проведения проверки сэкономит время на выяснение возникающих вопросов.

Кроме этого, в организации следует определить «ключевого» сотрудника, который в первую очень будет «контактировать» с аудитором.

3. Создание соответствующих условий труда для аудитора

Для работы аудитора необходимо:

  • определить рабочее место аудитора на время аудита. Если аудит проводится на территории Заказчика (в идеале «рабочее» место не далеко от бухгалтерии, НО отдельно от бухгалтерии, т.к. аудитор будет скорее всего отвлекаться на вопросы бухгалтерии);
  • предоставить аудитору доступ к 1С (архиву 1С) или иной базе, а при их отсутствии к ПУД и иной документации;
  • оформить пропуска заранее при наличии пропускной системы в организации;
  • подготовить список телефонов сотрудников, с которыми может контактировать аудитор;
  • для обсуждения вопросов с аудитором целесообразно оговорить определенное время (например, каждый день с утра или после обеда и т.п.), что сэкономить время аудитора и позволит меньше отвлекаться от проверки;
  • уведомить аудитора о наличии/отсутствии консультационной линии по вопросам бухучета и налогообложения, которой пользуются в организации. Рекомендуем не отвлекать аудитора во время проверки для решения текущих вопросов.

4. Что не нужно делать при проведении аудита?

При проведении аудита:

  • не следует скрывать документы и затягивать с их представлением, а также с пояснениями по возникающим вопросам;
  • если возникли проблемы со своевременным представлением документов и (или) пояснений по ним, то целесообразно поставить об этом в известность аудитора, который временно перейдет к рассмотрению иных вопросов проверки.

Положительные стороны аудита:

  • выявление и исправление ошибок по результатам аудита;
  • разработка мероприятий по недопущению выявленных нарушений в дальнейшем;
  • предложения по усовершенствованию применяемых систем учета в организации самостоятельно субъектом хозяйствования или с помощью сторонних специалистов.

Чтобы аудит прошел с пользой к аудиторской проверке стоит подготовиться заранее.

Интересует проведение аудита?

Заполните анкету онлайн или скачайте и отправьте нам на office@belaudit.by

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2023 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]