Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Группа компаний – очень распространенный в практике белорусского бизнеса инструмент.

Искренне полагая, что все, что разрешено Налоговым кодексом, то и законно, предприниматели дробят свой бизнес, применяя льготные режимы налогообложения.

Так и было – законно и безопасно – до 1 января 2019 года. С 1 января 2019 года в НК взамен 488 Указа принят п.4 ст. 33 НК, согласно которому сделки с неделовой целью ревизорами могут быть откорректированы за прошлые года.

Быть готовым дать ответы на все вопросы – залог вашей безопасности и спокойствия.

Изменить небезопасные схемы работы – вот что нужно сделать на будущее.

Рассмотрим некоторые законные инструменты контроля за группой компаний.

Пример практической ситуации.

Группа собственников развивает свой бизнес. Начали с оптовой торговли импортным товаром. Открыли еще одну фирму по производству продуктов питания на территории малого города и применили льготу по Декрету № 6. Построили логистический центр для хранения товаров аналогично в зоне по Декрету № 6. Хранение и отгрузка товаров идет только по своим компаниям. Есть несколько небольших по объемам хранителей, для которых цена формируется в отличном порядке от цены на хранение для своих компаний (цена в несколько раз выше).

Признаки дробления в приведенной ситуации:

  • руководство всеми бизнес-процессами осуществляет группа собственников, кто-то из них числится директором, кто-то замдиректора. Директора на 2-й и 3-й фирме наемные и не осуществляют фактическое распоряжение имуществом;
  • общие управленческие ресурсы – юристы, бухгалтерия, сайт, отдел продаж;
  • финансовые расчеты в рамках группы компаний происходят нерегулярно, в размере, достаточном чтобы только погасить затраты 2-й и 3-й компании;
  • 2-я и 3-я компании применяют льготное налогообложение и не уплачивают налог на прибыль. Основные затраты аккумулируются на 1-й фирме и уменьшают налог на прибыль.

На практике бизнес только частично «закрывает» такие признаки путем приема на работу работников по совместительству в нескольких компаниях одновременно (но как объяснить присутствие в общей бухгалтерии на территории компании №1 документов компании №2 и №3, если рабочее место по совместительству в другом месте?).

Остальные же признаки на практике не «закрываются» и остаются слабым местом. Если субъекты на разных режимах налогообложения, фактическое единое управление может быть расценено в качестве одного из доказательств искусственного дробления бизнеса.

Как решить такой «ребус»?

Логическим решением в такой ситуации будет введение в схему Управляющей компании, которой может стать в приведенном примере 1-я компания.

Хотите знать, зачем вам Управляющая компания и какие задачи она решает?

Тогда приходите на семинар 20 марта 2020 «Налоговая безопасность-2020. Оптимизация налогов и защита малого и среднего бизнеса в 2020 году»

11.03.2020

Другие новости