Бухгалтерии при отражении хозяйственных операций необходимо, руководствоваться, в том числе и нормами, закрепленными в локально-правовых актах (ЛПА). Вот типичные ошибки из практики проверок, которые привели к серьезным последствиям.
Ошибка №1
Ссылка на устаревшие нормы законодательства и применение отмененных документов.
Например, в организации учетная политика утверждена в 2021 году и дальше не пересматривалась, в положении по оплате труда имеется ссылка на Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104, которые утратили силу.
Последствия: ошибки в ведении бухгалтерского учета и начислении заработной платы, нарушение законодательства о труде.
Ошибка №2
Формальный подход к созданию ЛПА (не соответствующий виду деятельности организации)
Например, организация применяющая УСН (оказание услуг) имеет учетную политику для организаций на общей системе налогообложения по оптовой торговле.
Последствия: нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, не верный расчет налогов, вероятность пересчета проверяющими органами не в пользу организации.
Ошибка №3
Применение норм, отличных от закрепленных в ЛПА
Например, в Положении по премированию указано, что работникам выплачивается премия по итогам работы за месяц. В организации в январе и феврале 2024 года не выплачена и не начислена премия по причине тяжелого финансового положения.
Последствия: нарушение законодательства о труде, не начисление премии руководителю и его заместителям, увольнение руководства или увольнение работника за не выполнение нанимателем условий работы и т.д.
Ошибка №4
Утверждение ЛПА не уполномоченным лицом
Например, учетная политика на 2024 год утверждена заместителем директора по финансовой работе. Директор на дату утверждения документа находился на рабочем месте. Доверенность на зам.директора отсутствует.
Последствия: возможность признания учетной политики не действительной на 2024 год и соответственно действие учетной политики за более ранний период с отличными условиями, что может привести к недоплате налогов.
Ошибка №5
Отсутствие утвержденного ЛПА в случае его необходимости
Например, в организации отсутствуют утвержденные нормы расхода топлива и положение по дистанционной работе и соответственно передача имущества работнику ни чем не оформлялась.
Последствия: все израсходованное топливо является сверхнормативным и соответственно не учитывается при исчислении налога на прибыль, что ведет к его недоплате и пени, проблемы с возвратом имущества и т.д.
Приведенные ошибки – не единственные в практике проверок.
Любой имеющийся в организации ЛПА нуждается в периодической актуализации (проверке соответствия новым видам деятельности, действующему законодательству, эффективности деятельности, упрощению документооборота и т.д.). Иначе можно столкнуться с негативными последствиями в виде недоплаты налогов, пени, нарушениями законодательства о труде, административной и дисциплинарной ответственностью и т.д.
Порядок исправление ошибок в ЛПА:
- Внесение исправлений в действующий ЛПА, оформленное приказом об внесении изменений и дополнений в ЛПА,
- В случае, если количество дополнений и исправлений значительно, то изложение ЛПА в новой редакции,
- Издание отдельного ЛПА, если это не противоречит нормам законодательства к основному Положению или регламенту.
Проблемы лучше предупредить
Наш Консультационный центр:
📌 занимается разработкой ЛПА, необходимых в бухгалтерии;
📌 проводит анализ действующих в организации положений и регламентов на предмет соответствия действующему законодательству и видам деятельности;
📌 в случае необходимости предлагает более эффективные варианты решения вопросов