Автотранспорт есть у многих организаций. И без шин и аккумуляторов он, к сожалению, не ездит. А это значит, что их нужно приобретать, устанавливать и даже ремонтировать. А как это всё отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Расскажем по порядку.
Момент 1. Шины и аккумуляторные батареи теперь основные средства или запасы? Как разобраться, ведь служить они могут больше года?
Срок службы этих ценностей может быть даже несколько лет. Но обращать внимание в этом вопросе стоит не на него, а на назначение этих предметов. Шины и аккумуляторные батареи не могут выполнять свои функции без установки на автомобиль, поэтому их нельзя учитывать как самостоятельный инвентарный объект основных средств. Это запасные части и их следует учитывать в составе материалов (п.2.2 Стандарта №64).
Момент 2. Как теперь быть со списанием шин и аккумуляторных батарей: нужно ли смотреть на их пробег, ресурс?
С 01.01.2023 вступил в силу Стандарт №64. Он в вопросе выбытия запасов не делает для шин и батарей никакого исключения. Выбывающие запасы должны оцениваться одним из следующих способов: по стоимости каждой единицы; по средней стоимости; по стоимости первых по времени поступления запасов (способ ФИФО). Как видим, указания на пробег или ресурс в Стандарте №64 нет.
Не забудьте! Конкретный способ оценки при выбытии закрепляется в учетной политике. Причем по шинам он может быть один, а по аккумуляторам – другой.
Момент 3. Организация купила шины, но нет электронной товарно-транспортной накладной: что теперь будет и что теперь делать?
Шины – прослеживаемый товар согласно п.2.1 Указа №496 и п.2 Приложения №250. А при осуществлении операций с прослеживаемыми товарами все субъекты хозяйствования обязаны использовать электронные товарно-транспортные накладные (п.14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом №496). Электронная ТТН – это первичный учетный документ и его отсутствие может быть расценено контролирующими органами крайне негативно.
Во-первых. Проблемы с вычетом «входного» НДС: нет электронной ТТН – нет оснований для отражения НДС в бухгалтерском учете и нет оснований для его вычета.
Во-вторых. Нельзя на затраты, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль, списать то, что не должно быть отражено в бухгалтерском учете. Ведь первичного учетного документа нет, а значит и нет оснований для оприходования шин в бухгалтерском учете. И списывать получается нечего.
В-третьих. Ст.12.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а ст.13.12 – за нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров. На отсутствие электронных ТТН эти санкции также распространяются.
Что же делать в таком случае?
Рекомендуем обращаться к поставщику за оформлением электронной ТТН.
Момент 4. Отдаем шины СТО для шиномонтажа. Электронная ТТН нужна или нет, ведь это наши шины?
Шиномонтаж – это установка шин на автомобиль организации, т.е. использование их для производственных нужд организации. А использование в производстве прослеживаемых товаров является операцией по их обороту. Поэтому электронная ТТН необходима.
Момент 5. А как быть, когда СТО оказывает нам услугу по шиномонтажу и использует свои шины? Тогда нужна электронная ТТН?
Пример
СТО оказала организации услуги по шиномонтажу: установила две передние шины на служебный автомобиль Geely Atlas Pro. В акте оказанных услуг указана общая стоимость услуг, стоимость шин отдельно не выделена.
СТО использует свои шины и потребляет их для оказания услуги. Передача шин заказчику не происходит, поэтому и оформление электронной ТТН не требуется.
А если СТО укажет в акте оказанных услуг отдельно стоимость шин?
Тогда это можно расценить как передачу шин заказчику. И следует оформлять электронную ТТН.
Момент 6. Начальник автохозяйства ведет карточки учета шин и аккумуляторных батарей и подкладывает их к актам на списание. Нужны ли эти карточки бухгалтеру?
Нет, не нужны, поскольку они не являются ни первичными учетными документами, ни регистрами бухгалтерского учета, на их основании никакие записи в бухгалтерском учете не делаются. А не регистр учета потому, что в них не фиксируются хозяйственные операции.
Момент 7. Организация хочет отремонтировать шины. Куда в бухгалтерском и налоговом учете относятся эти затраты?
Шины можно отремонтировать, например, восстановив протектор или заделав прокол. Поскольку их предполагается использовать дальше в предпринимательской деятельности, то в бухгалтерском учете расходы на ремонт, в зависимости от того, где используется автомобиль, включаются в: себестоимость продукции, товаров, работ услуг, вспомогательные или обслуживающие производства, общепроизводственные или общехозяйственные расходы, расходы на реализацию, прочие расходы по текущей деятельности и т.п. В налоговом учете — это затраты по производству и реализации согласно ст.170 Налогового кодекса.
Момент 8. Как в бухгалтерском учете следует учитывать запасное колесо? Оно же должно находиться в автомобиле, может оно увеличивает стоимость автомобиля?
Хоть запасное колесо и находится в автомобиле, но оно не является его составной частью и не должно включаться в первоначальную стоимость основного средства. Автомобиль может ездить и без запасного колеса.
Поэтому его следует учитывать как запасную часть по счету 10.5 «Запасные части».
Момент 9. «Переобуваем» автомобиль правильно
Замена сезонных шин – это необходимость, вызванная Правилами дорожного движения и безопасностью. Зимой ездить на летней резине очень опасно, а ездить надо.
Поэтому расходы по замене сезонных шин следует рассматривать как расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Это затраты для бухгалтерского и налогового учета.
Момент 10. Замена аккумулятора: нет ничего сложного
Аккумулятор – такая же запасная часть для автомобиля, как и все остальные. Установка аккумулятора большей емкости не влечет за собой улучшение технических характеристик автомобиля: от этого он ездить быстрее не станет и технически его работа не изменится. Поэтому замена аккумуляторной батареи, в т.ч. на батарею большей емкости – это затраты на ремонт автомобиля.