Ситуации, когда товары поступают в адрес конечного покупателя, минуя склад «первичного» покупателя сегодня не редкость по причине экономии расходов на складских помещениях и т.п.
Рассмотрим подробнее, что такое транзитная торговля, транзитная организация и порядок документального оформления.
Общие положения
Торговля транзитом означает, что приобретенные «первичным» покупателем товары у поставщика отгружаются им конечному звену со склада поставщика.
Транзитной организацией (далее – транзитная организация) является «первичный» покупатель.
Договорные отношения:
При реализации товаров транзитом транзитной организацией заключаются два договора купли-продажи:
- договор — между поставщиком и транзитной организацией;
- договор — между транзитной организацией и конечным звеном (покупателем).
Условия учетной политики
Доставка товара может осуществляться, как поставщиком, так и транзитной организацией.
Транзитная организация при доставке товаров до «конечного» покупателя может осуществлять его доставку:
- собственным транспортом;
- с помощью стороннего перевозчика.
В первом случае расходы учитываются на счете 44 «Расходы на реализацию». Если транзитная организация доставку осуществляет с помощью стороннего перевозчика, то в учетной политике следует закрепить порядок распределения расходов при транзитной торговле:
- вся сумма относится к расходам, связанными с реализацией;
- вся сумма относится к расходам, связанными с приобретением;
- сумма расходов распределяется между расходами, связанными с приобретением, и расходами, связанными с реализацией пропорционально критерию, выбранному организацией, например, 50% относится к затратам, связанными с приобретением товара, и 50 % относится к расходам на реализацию товаров.
В учетной политике транзитной организации также должна быть определена дата принятия товаров на баланс, например, дата выписки накладной поставщиком или дата принятия товаров к перевозке и т. д.
Оформление ПУД
Для списания товарно-материальных ценностей (товаров) у грузоотправителя и (или) принятия их к учету у грузополучателя применяются товарные накладные.
Грузоотправителем выступает юридическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза, а грузополучателем – юридическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или на ином законном основании (ст. 1 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
При транзитной торговле каждая из поставок (по каждому договору) должна быть оформлена накладной:
- ТТН-1, если товар доставляется с применением автотранспорта;
- ТН-2, если товар доставляется без участия автотранспорта.
В рамках первого договора накладная выписывается поставщиком. По второму договору накладную на отгрузку товара выписывает покупателю транзитная организация.
При транзитной торговле могут иметь место следующие схемы документального оформления.
Схема 1
Поставщик товара оформляет накладную ТТН-1, в которой он является грузоотправителем, а транзитная организация грузополучателем. При заполнении строки «Пункт разгрузки» накладной ТТН-1 указывается адрес склада конечного покупателя товара. Транзитная организация после доставки товара конечному покупателю выписывает накладную ТН-2 поскольку передача товара происходит без участия автотранспорта.
При заполнении накладной ТН-2 в качестве грузоотправителя – транзитная организация указывает себя, а в качестве грузополучателя – покупателя товара. Основанием отпуска товара является дата и номер договора, заключенного между транзитной организацией и конечным покупателем.
Таким образом, схема документального оформления при транзитной торговле на территории Республики Беларусь в рассмотренной ситуации может иметь вид: ТТН-1 – ТН-2.
Образец заполнения ТТН-1 поставщиком
Остальные разделы накладной заполняются в общеустановленном порядке.
Образец заполнения ТН-2 поставщиком
Остальные разделы накладной заполняются в общеустановленном порядке.
Схема 2
Документальное оформление при транзитной торговле без ввоза товара на территорию Республики Беларусь имеет свои особенности.
Транзитная организация принимает к учету товар на основании документов поставщика, однако, в том случае, если критериям первичных учетных документов не соответствуют, то первичный учетный документ, на основании которого поступление товара отражается в учете, импортер составляет единолично на основании документов (сведений), содержащих информацию об этой хозяйственной операции, и (или) договора, закрепив данную форму в учетной политике (абз. 6 п.1, п.11 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов»).
Если доставка товара осуществляется автомобильным транспортом с одного иностранного государства в другое, то транспортным документом при международных автомобильных перевозках грузов будет оформляться CMR-накладная.
В CMR-накладной в качестве грузоотправителя в таком случае указывается поставщик резидент иностранного государства, а в качестве грузополучателя – белорусская организация. Местом доставки товара указывается адрес, по которому товар доставляется, т.е. адрес покупателя нерезидента. Белорусская организация реализацию товара оформляет товарной накладной формы ТН-2, заполняемой аналогично схеме 1.
Рассмотренные схемы оформления документов являются типичными, но не единственными, в зависимости от условий договоров (доставка почтой, доставка поставщиком и т.п.) на практике документальное оформление может отличаться от рассмотренных выше.