Вопрос 1
Как в учете верно отразить приобретение клиентской лицензии (дополнительной) к программе, например, 1 С бухгалтерия, которая числится в составе нематериальных активов.
Ответ
На увеличение стоимости нематериального актива.
Обоснование
Согласно п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее — Инструкция № 25) для отнесения объекта к нематериальным активам необходимо, чтобы одновременно выполнялись следующие условия:
- активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
- активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
- организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
- активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
- организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
- первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
В рассмотренной ситуации не выполняется первое условие. Сама по себе клиентская лицензия не является отдельным объектом нематериальных активов, поскольку отдельное ее использование организацией не представляется возможным. Получение клиентской лицензии (дополнительной) является улучшением программы.
Амортизируемая стоимость нематериальных активов изменяется в случае вложений, связанных с доведением объекта интеллектуальной собственности до использования в запланированных целях, улучшением объектов права промышленной собственности, компьютерных программ, баз данных, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива (п. 10 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6).
Таким образом, первоначальная стоимость нематериальных активов увеличивается на сумму расходов по доведению объекта до использования в запланированных целях, улучшению объектов права промышленной собственности, доработке компьютерных программ.
Типичными ошибками на практике является постановка клиентской лицензии к программе в составе отдельного объекта нематериального актива либо включение в состав текущих расходов организации.
Вопрос 2
Каким образом верно отражать затраты по созданию сайта организации?
Ответ
Создание сайта следует принимать к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива при выполнении условий признания согласно п. 5 Инструкции № 25.
Обоснование
Согласно п. 5 Инструкции № 25 созданный в организации сайт принимается к бухгалтерскому учету в качестве НМА при выполнении условий признания отраженных в п. 5 Инструкции № 25.
Справочно: условия признания:
- организацией предполагается завершить создание нематериального актива;
- организацией определена возможность использования создаваемого нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам;
- документально подтверждены затраты на создание нематериального актива и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- организация предполагает получение экономических выгод от использования нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам.
Созданный в организации веб-сайт принимается к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива при выполнении условий признания, указанных в п. 4 Инструкции № 25.
Первоначальная стоимость созданного в организации сайта определяется в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат организации на разработку и подготовку сайта к использованию по назначению, включая:
- затраты на размещение сайта на внешнем сервере;
- затраты на первичную регистрацию доменного имени;
- стоимость приобретенного или разработанного программного обеспечения, обеспечивающего функционирование сайта;
- затраты на установку программного обеспечения, обеспечивающего функционирование сайта;
- затраты на разработку графического дизайна сайта;
- иные затраты, непосредственно связанные с разработкой и подготовкой сайта к использованию по назначению (п. 14 Инструкции № 25).
Типичными ошибками на практике является не верное определение стоимости нематериального актива (сайта) при вводе в эксплуатацию, например, за счет не включения в первоначальную стоимость нематериального актива затрат на размещение веб-сайта на внешнем сервере (услуги хостинга) и других расходов.
Справочно
Затраты на услуги хостинга сайта после в ввода сайта в эксплуатацию относятся к текущим расходам организации.