Вопрос 1
Организация не начисляла в 2019 году амортизацию по объектам основных средств, руководствуясь учетной политикой, утвержденной в 2016 году. Учетная политика не пересматривалась. При этом у организации отсутствуют основные средства, предусмотренные бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств.
Правомерно ли поступила организация?
Ответ. Нет. Неправомерно
Обоснование
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2017 № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах» организациям было дано право не начислять амортизацию в 2018 году. Аналогичные нормы имелись и в предшествующих годах Постановлениях Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2017 году» от 30.01.2017 № 84 и «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году» от 09.02.2016 №110. Нормы, предусматривающие неначисление амортизации в 2019 году по всем объектам основных средств отсутствуют за исключением объектов основных средств и нематериальных активов, предусмотренных бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств (п.1 Постановления № 802).
Таким образом, у организации в 2019 году не было права не начислять амортизацию по основным средствам, а учетная политика должна пересматриваться при изменении норм законодательства.
Вопрос 2
Работница организации планирует прервать отпуск по уходу за ребенком и выйти на работу на полную ставку с 1 марта 2021 года.
С какого числа пособие следует выплачивать в размере 50 процентов?
Ответ. C 1 апреля 2021 года
Обоснование
Выход на работу работницы на полную ставку является обстоятельством, которое влияет на размер пособия. Если при выплате пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет возникают обстоятельства, влекущие уменьшение размера этого пособия, его размер уменьшается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения таких обстоятельств (п.19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569).
Вопрос 3
Организация назначила и выплачивает пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет при отсутствии справки о месте жительства и составе семьи. Правомерно ли поступила организация? Подлежит сумма взысканию?
Ответ. Нет. Излишне выплаченная сумма подлежит взысканию.
Обоснование
Справка о месте жительства и о составе семьи или копия лицевого счета, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) представляющей жилищно-коммунальные услуги, необходима для подтверждения регистрации ребенка по месту жительства в Республике Беларусь и его фактического проживания в Республике Беларусь. Только при подтверждении регистрации пособие по уходу за ребенком до 3 лет назначается в Республике Беларусь.
Излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия или на его размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия (ст.24 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).
Согласно ст. 24 вышеназванного закона в случае отказа получателя государственного пособия от возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода на основании решения комиссии по назначению пособий в размере не более 20 % от действующего размера государственного пособия ежемесячно до полного погашения задолженности. При прекращении выплаты государственного пособия, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя государственного пособия в судебном порядке.
Возможно также в данной ситуации рассмотреть вопрос о предоставлении недостающей справки без удержания сумм пособия.
Вопрос 4
Организация производит неполную выплату пособия по уходу за ребенком до 3 лет, производя из него удержания за проживание в общежитии и т.п. на основании заявления работницы, написанного до ее ухода в декретный отпуск. Правомерно ли поступает организация ?
Ответ. Нет
Обоснование
После ухода в декретный отпуск работница получает не заработную плату, а пособие по уходу за ребенком. Удержания из государственного пособия по уходу на ребенка не допускаются согласно статьи 109 ТК. Организации необходимо возместить незаконно удержанные деньги. В данном случае работница может самостоятельно вносить деньги на расчетный счет или в кассу организации.
Вопрос 5
Организацией приобретен земельный участок в 2020 году. Других земельных участков у организации нет. Организация имеет льготу по данному земельному участку и налог не уплачивала в бюджет.
Необходимо ли было в 2020 году предоставлять декларацию по земельному налогу?
Ответ. Да. Необходимо.
Обоснование
Организации признаются плательщиками земельного налога согласно ст. 236 НК. Земельный участок, принадлежащий организации на праве постоянного пользования признаётся объектом налогообложения земельным налогом (п. 1 ст. 238 НК).
Согласно п. 2 ст. 40 НК налоговая декларация (расчет) представляется плательщиком по налогу, в отношении которого он признаётся плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде.
Так как у организации имеется объект налогообложения (земельный участок, находящийся на праве постоянного пользования), она была обязана представить налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций одновременно заполнив приложение 1 к данной декларации «Сведения о размере и составе использованных льгот» в отношении данного участка (п. 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2).
Таким образом, наличие освобождения от налога не тождественно отсутствию декларации.
Вопрос 6
Организация перечислила нерезиденту (Польша) аванс (100% стоимости товара) в декабре 2020 году в иностранной валюте. На 31.12.2020 в бухгалтерском учете произведена переоценка аванса. Товар не получен от нерезидента.
Правомерно ли поступила организация?
Ответ. Нет, поскольку авансы не переоцениваются.
Обоснование
Под курсовыми разницами понимаются разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений, дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, аккредитивов и кредиторской задолженности, погашение которой осуществляется в форме аккредитива) в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату, которой является последний календарный день месяца (п. 2 Национального стандарта № 69).
Таким образом, переоценка аванса в связи с изменением курса иностранной валюты не производится.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»