Дробление бизнеса – это разделение деятельности по какому-либо принципу, например, одна организация производит, вторая – продает, третья – занимается вспомогательной деятельностью, четвертая – организует питание работников и т.п. Изначально в таком разделении нет ничего противозаконного, даже если оно приводит к экономии на налогах. Законодательство не запрещает создавать несколько организаций или регистрировать ИП. Налоговое законодательство не запрещает каждому субъекту в установленных НК случаях использовать УСН или пользоваться прочими льготами. Но… часто разделение бизнеса – это просто формальность. В таком случае и применима норма статьи 33 НК. Разберемся детальнее.
Суть схемы не нова сегодня – это применение организациями, которые не могут применять льготный режим налогообложения, например, УСН, так как не соответствуют критериям по выручке или численности, разделения организации на части или регистрация новой организации или ИП. То есть на нового участника схемы перебрасываются «ресурсы», которые мешают уложиться в установленный лимит. Исходят собственники, в первую очередь, из того, что налоговая нагрузка на общей системе налогообложения несравнимо больше – это налог на прибыль (18%), НДС (20%) и др, а налог при УСН составляет всего 3 или 5 %. Это и понятно, что крупный бизнес тоже хочет платить меньше налогов. Поэтому собственники его и дробят, чтобы превратить в малый бизнес и пользоваться его преференциями. Такая схема проверяющим органам не сразу заметна, потому что у юридического лица или ИП есть, как правило, директор, работники, основные средства, адрес регистрации, уплачиваются налоги и т.д. Но со временем становится ясно, что схема не совсем законна и не хочет больше работать. Чаще всего участники схемы «сдают» себя сами. «Случайных» людей в этой схеме не бывает, так как новую организацию (ИП) регистрируют на кого-то из родственников, то есть на тех людей, кому доверяет собственник. Поэтому взаимозависимость – одно из слабых мест таких схем.
Следующим проблемным вопросом в этой схеме является то, что после того как разделена или зарегистрирована новая организация или ИП, бизнес продолжает работать по-старому. То есть тот же адрес, те же работники, имущество, контрагенты и т.д. То есть, по сути ничего не меняется, а разделение бизнеса остается только на бумаге. Логичный вопрос – зачем разделили? Ответ на него знают как собственник, так и проверяющие органы.
Рассмотрим еще косвенные признаки, которые дают основания применить нормы ст. 33 НК:
- все участники применяют специальные льготные режимы налогообложения
- новые участники схемы появились незадолго или в одно и тоже время, когда показатели работы «ведущего» субъекта хозяйствования приблизились к предельно допустимым критериям. При этом выручка ведущего звена схемы перерастает расти, в то время как нового субъекта хозяйствования набирает обороты
- участники схемы несут затраты друг за друга, пользуются общим имуществом (в обычной деятельности субъектов хозяйствования такое встретить практически не удается, каждая из организаций самостоятельно несет свои расходы)
- отсутствие своего имущества и помещения у нового субъекта хозяйствования
- возможен перевод работников из ведущего звена во вновь созданное, один работник оформлен в две фирмы
- у всех участников единые телефоны, склады, банки обслуживания
- одни и те же бухгалтера, юристы и прочие ключевые специалисты
Чем больше таких признаков, тем выше вероятность, что схема дробления бизнеса будет признана уходом от налогообложения с последствиями, вытекающими из ст. 33 НК.
Субъекты хозяйствования задаются вопросом: Как собирается доказательства по схеме с дроблением бизнеса, в том числе и при выездной проверке?
- изучение движения денежных средств, сравнение и выявление общих контрагентов
- опросы работников, бывших сотрудников, в том числе и тех, кто не связан с бухгалтерией, то есть всех тех, кто не знает тонкости дробления бизнеса и говорит все как есть
- проводятся осмотры помещений. Обращают внимание на вопросы, касающиеся количества договоров аренды, количество входов-выходов, размещение работников, складов и т.д.
После сбора доказательной базы пересчитываются налоги так, как если бы разделения бизнеса не было.
На сайте МНС 17.11.2020 года был опубликован свежий пример по минимизации налогов путем схемы по дроблению бизнеса. В ходе проведения проверки ООО «Х» установлено, что в проверяемом периоде у ООО «Х» имелись взаимоотношения со взаимозависимыми лицами, предметом которых являлась реализация товаров, переданных ООО «Х» по договорам комиссии.
Анализ изученных в ходе проверки документов свидетельствовал о том, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Х» осуществлялась в рамках не одного юридического лица, которое применяло общую систему налогообложения, а нескольких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих особый режим налогообложения – упрощенную систему. Все субъекты хозяйствования объединены общими целями, участием в уставных фондах, договорными отношениями и неформальными договоренностями, что указывает на использование схемы «дробления» бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки ООО «Х».
В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие указанные выводы, на основании кадровых, организационных, налоговых и финансовых признаков.
В результате создания нескольких взаимозависимых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения особого режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, с учетом статьи 33 НК, произведена корректировка налоговой базы НДС и налога на прибыль что привело к неполной уплате налогов в сумме 1 615,00 тыс. рублей.
Данный пример не является единственным в практике проверяющих органов. Поэтому при принятии решения о разделении бизнеса необходимо отличать понятия оптимизация налогообложения и уход от налогообложения.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»