Законно ли это с точки зрения налогового законодательства и как налоговая рассматривает такие ситуации?
Распространенной практикой белорусского бизнеса является применение в организации управления бизнесом ИП-управляющего вместо директора компании.
Мы не будем рассматривать гражданско-правовую позицию данной нормы – ГК однозначно нам говорит о правомочности такой нормы. А вот ее применение с точки зрения п.4 ст.33 НК – особая тема для разговора.
Впервые ИП-управляющие как форма управления организацией появились в начале 2010-х годов. Основной целью такой формы управления организацией было, как правило, экономия на налогах.
Так, ИП-управляющие вправе были:
- применять УСН,
- с суммы вознаграждения ИП-управляющему не платились зарплатные налоги,
- сумма вознаграждения учитывалась в полном объеме в составе затрат, участвующих при расчете налога на прибыль,что позволяло организациям использовать ИП не только для экономии на налогах, но и для получения дешевой налички.
С 2019 года в НК внесены изменения, которые:
1. запрещают списывать на затраты для налога на прибыль вознаграждение ИП-управляющего в размере большем, чем заработная плата директора, рассчитанная по правила постановление № 936;
Основание: пп.1.4.п.1 ст. 171 НК расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством.
2. если основной цель совершения сделки с ИП-управляющим будет признана налоговая выгода, то налоговая база по такой сделке будет откорректирована в соответствии с п.4 ст.33 НК.
Названные нормы НК поставили так называемое «ограждение» для использование ИП-управляющего как инструмента для снижения налоговой нагрузки в части налога на прибыль и обналички денег.
Вместе с тем, использование инструмента ИП-управляющих по-прежнему остается «выгодным» для предприятий с точки зрения налогообложения, поскольку достигается определенная экономия на зарплатных налогах.
В практике налоговых органов нет примеров доначисления отчислений в ФСЗН и РУП «Белгосстрах», но такая практика есть у правоохранительных органов. Так, например, при установлении фактов подмены трудовых отношений гражданско-правовыми органы ДФР направляют сведения в ФСЗН или предлагают плательщику самостоятельно доплатить отчисления в ФСЗН.
Почему налоговая не делает такие допричисления? Первое – отчисления в ФСЗН не налог и налоговая его не контролирует. Второе – налоговой не выгодно допричислять отчисления, так как сумма отчислений в ФСЗН увеличивает затратную часть и участвует при расчете налога на прибыль.
Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ваша сделка с ИП-управляющим совершается для целей налоговой выгоды:
- ИП-управляющий взаимозависимое (один из участников или участник) или подконтрольное лицо (выполняет указания собственников бизнеса, находится от них в зависимом состоянии);
- ИП-управляющий до момента, как стал таковым, был директором в этой компании (или в другой компании при тех же учредителях);
- Часть вознаграждения ИП-управляющий передают учредителям или иным взаимозависимым лицам в компании (факт доказывается оперативными данными);
- ИП-управляющий не является фактическим управленцем, а лишь номинальным, на бумаге. Реальные указания по управлению бизнесом исходят от других лиц, фактически являющихся собственниками бизнеса, например, заместитель директора, принятый на такую должность собственник бизнеса или один из них.
Есть еще такой подход у отдельных экспертов, что о неделовой цели может свидетельствовать использование им при выполнении обязанностей оргтехники (компьютерами, копировальной техникой), средств связи, необходимой офисной мебели, канцелярских принадлежностей и другого оборудования, и иных средств, необходимых для организации и осуществления нормального рабочего процесса по выполнению функций единоличного исполнения органа общества.
Я с ним не согласна и не считаю, что использование вышеперечисленных активов для исполнения обязанностей ИП-управляющего может свидетельствовать о неделовой цели сделки. Это всего лишь условия в гражданско-правовом договоре.
А ваш ИП-управляющий какой?
Вам нужна моя помощь?
Хотите, чтобы я его оценила вашего ИП-управляющего с точки зрения «деловой цели».
Пишите мне на почту elena@belaudit.by
Деловая цель сделки
В соответствии с п. 4 ст. 33 НК налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
- основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
- отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
При наличии указанных оснований налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения, и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций, и (или) имеющихся данных об их совершении при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами. Наличие вышеуказанных оснований устанавливается с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, и (или) представленных правоохранительными органами (п.5 ст.33 НК).
Пункт 4 распространяет свое действие на проводимые на момент вступления в силу Закона от 30.12.2018 N 159-З камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до указанной даты (за 5 предшествующих лет, по общему правилу).
Таким образом, основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не получение необоснованных преимуществ в налогообложении в нарушение установленных НК принципов.
Вместе с тем необходимо учитывать, что положения НК не ограничивают право плательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном плательщиком варианте сделки (операции) не должен присутствовать признак искусственности, лишенной хозяйственного и экономического смысла.
Примерами таких действий, согласно Разъяснению Верховного Суда Республики Беларусь «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь» (размещено на официальном интернет-портале ВС Республики Беларусь 03.05.2019), являются:
- передача вычетов по НДС при реорганизации, в т.ч. «по цепочке» с осуществлением нескольких реорганизаций;
- проведение разовых экспортных операций, облагаемых по ставке НДС в размере 10%, на незначительные суммы для получения права на зачет (возврат) НДС из бюджета в полном объеме, в десятки раз превышающего оборот по реализации;
- отражение в налоговых декларациях выручки от реализации товаров (работ, услуг) в минимальном размере и заявление к возврату вычетов по НДС в полном объеме (под ставку 10%), при этом товар фактически не приобретался;
- оформление недостоверных первичных учетных документов по реализации товаров на внутреннем рынке по ставке НДС в размере 10% по ценам, ниже себестоимости (цены приобретения), повлекшее превышение вычетов по НДС над исчисленным налогом и вычет НДС в полном объеме при отсутствии фактической реализации;
- использование индивидуальных предпринимателей для документирования хозяйственной операции с целью неправомерного возврата сумм НДС, а также обналичивания полученных ИП денежных средств;
- создание нескольких субъектов хозяйствования, прикрывающих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения специального режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, на что указывают следующие признаки: между руководителями и учредителями организаций имеются родственные отношения, участники зарегистрированы по одному адресу, кадры вновь созданных организаций формируются за счет работников основной организации, у подконтрольных организаций отсутствуют активы для самостоятельного ведения деятельности, товары хранятся на одном складе, имеется общий офис и т.д.;
- подмена трудовых отношений гражданско-правовыми путем заключения договоров с индивидуальными предпринимателями, которые фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами, местом оказания является, как правило, офис организации, выполняемые функции, условия, режим работы и др. аналогичны при выполнении трудовых обязанностей;
- реализация взаимосвязанных хозяйственных операций, направленных на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения с целью вывода прибыли за пределы республики.
С уважением, Елена Жугер
директор ООО «БелАудитАльянс»