Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Возражать налоговой станет труднее: новации Налогового кодекса-2017

 

1. Изменена процедура обжалования решений налоговых органов.

Практика налоговых проверок и большой поток возражений по ним привели к тому, что МНС РБ усложняет процедуру обжалования решений районных налоговых инспекций. Теперь при несогласии с результатами рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом можно будет жаловаться в Министерство.

Так, в настоящее время мы сначала пишем возражения по акту налоговой проверки, а при несогласии с выводами налоговой инспекции – жалобу в вышестоящую инспекцию, а это либо областная инспекция либо Министерство. Дальше только суд.

С 2017 года при несогласии с выводами районной инспекции мы должны сначала обжаловать решение в вышестоящую областную, а при несогласии с ее выводами в Министерство.

В этой ситуации есть и плюсы, и минусы. Теперь налогоплательщик  имеет еще одну инстанцию, которая критически рассмотрит действия районной налоговой инспекции. Это плюс. НО! Когда районная инспекция очевидно неправа, удлинение процедуры, т.е. обжалование в областную инспекцию, а только потом в Министерство,  затягивает процесс обжалования и отмены решения. Это серьезный минус.

По статистике, районные налоговые инспекции практически никогда не отменяют акт проверки. И ничего удивительного. Ведь возражения рассматривает тот же налоговый инспектор, что и проводил проверку. На стадии рассмотрения жалобы по акту проверки в областной инспекции (или  налоговой инспекции по г.Минске, что статусу вышестоящая к районным инспекциям г.Минска) в акт проверки вносятся изменения примерно в 30% случаев обжалования. И, наконец, процент отмены решений по актам при написании жалобы в Министерство близится к 50%.

2. Обжаловать решения налоговых органов сможет любое заинтересованное лицо.

С 2017 года обжаловать решения налоговых органов может заниматься не только сам плательщик, но и любое заинтересованное лицо. Это прорыв для тех, кто попал под субсидиарную ответственность, но не может ничего предпринять, так как не является должностным лицом организации. Это бывшие директора, учредители и иные должностные лица. Как правило, процедура обжалования в таких ситуациях проходила в суде. А это, как известно, очень недешевая процедура.

Для аудиторских компаний это тоже прекрасная новость. Теперь мы можем обжаловать решения налоговых органов по той самой причине, что к нам могут быть предъявлены к возмещению убытки и штрафные санкции по актам проверок за аудируемый период.

3. Доначисленные в ходе проверки суммы налогов и штрафных санкций до вынесения решения по акту будут «замораживаться» на счетах в банке.

Еще одна новая норма НК-2017 предусматривает,  что суммы налогов, доначисленных в ходе налоговой проверки, будут «замораживаться» (через приостановление операций) на счетах до вынесения решения по акту проверки в пределах доначисленных платежей.

Например, по акту проверки доначислено 10 000 рублей налогов и штрафных санкций.  В течение 15 рабочих дней с даты получения акта налоговой проверки налогоплательщик имеет право подать возражения по  акту проверки. Налоговая инспекция в течение 15 рабочих дней с даты получения возражений отвечает на возражения налогоплательщика. И в течение 30 рабочих дней с даты ответа на возражения выносит решение по акту проверки. То есть, временной интервал в период от даты подписания акта проверки до вынесения решения по акту может составлять от 30 рабочих дней (или примерно 40 календарных) до 60 рабочих дней (примерно 80 календарных) дней. У налоговой имеется право в соответствии с ч.2 ст. 53 Общей части НК РБ в ходе проверки приостановить движение расходных операций по счетам налогоплательщика в банке. В рамках данной нормы приостановление будет проводиться в пределах суммы доначисленных по акту проверки налогов и штрафных санкций, то есть в пределах 10 000 руб., а все остальные сумму свыше могут быть расходованы налогоплательщиком на собственные нужды. После вынесения решения по акту проверки суммы доначисленных налогов и штрафных санкций будут списаны со счета налогоплательщика. До вынесения решения налоговая инспекция не вправе списать денежные средства в счет доначисленных по акту проверки сумм.

В настоящее время данная норма действует без ограничения размера. То есть, налоговая инспекция приостанавливает ВСЕ расходные операции по счетам в банке.

4. С аккредитивного счета дебитора нельзя будет взыскать налоги.

Это хорошая новость для налогоплательщиков.

Ни для кого не секрет, что борьба с долгами стала в нынешнем году бичом в экономике. Многие субъекты пытаются взыскать долги через налоговую инспекцию. И в этом случае платежные требования на налоги должны быть размещены на все счета дебитора (расчетные, валютные, специальные, аккредитивные и др.).

Напомню. Аккредитив — обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи, которым предусмотрена эта форма расчетов (части первая, третья ст.254 Банковского кодекса Республики Беларусь). Такая форма расчетов как правило использовалась при совершении крупных сделок, где необходимы были дополнительные гарантии.

 

С  2017 года планируется, что нельзя будет взыскать налоги с аккредитивного счета дебитора.

Что это дает? Например, у вас есть долги перед дебиторами. Одновременно, вам необходимо купить крупную партию товара у поставщика-нерезидента. Для того, чтобы до момента завершения сделки денежные средства не ушли в счет погашения долгов перед дебиторами в счет погашения их налоговых обязательств, вы предусматриваете в договоре с поставщиком форму расчета через аккредитив, заключаете с банком договор и открываете аккредитивный счет, кладете туда необходимую для расчета с поставщиком сумму. Такая форма резервирования денежных средств позволит избежать взыскания долгов дебиторов через налоговую инспекцию.

 

В завершение напомню, что изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь 2017 года пока еще не являются официальным  документом, всего лишь проектом. Так что, детальный разговор на эту тему еще впереди.

19.10.2016

Другие новости