Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Топ-5 самых частых и «доходных» для бюджета нарушений

Налоговая проверка – всегда стресс для руководителя предприятия. «Рейтинг» проблем составлен по результатам налоговых проверок наших клиентов за 2014-2015 годы.

Нарушение 1. В ходе проверок налоговики регулярно выявляют взаимоотношения проверяемых субъектов хозяйствования с лжепредпринимательскими структурами. Это едва ли не самое распространенное «доходное» для бюджета правонарушение. По результатам таких проверок отменяются суммы налоговых вычетов по накладным от лжепредпринимательских компаний, стоимость товаров по ним исключается из налогооблагаемых расходов для налога на прибыль, в бюджет допричисляются крупные суммы НДС и налога на прибыль, а так же значительные суммы штрафов.

Сегодня не менее 50% плана проверок налоговых органов формируется за счет включения в него предприятий, имевших отношения с лжепредпринимательскими структурами. Как они находят такие предприятия? Все просто. На основе данных правоохранительных органов: движение по банку лжепредпринимательских структур списком направляется в МНС либо для взыскания задолженности, если она есть, либо для включения в график проверок. С 2016 года предлагается внести норму о том, что организация, имеющая взаимоотношения с лжепредпринимательскими структурами, на основании предписания налоговой инспекции добровольно (без назначения проверки) доначисляет налоги и рассчитывает пеню по сделке с такими организациями и уплачивает их в бюджет.

Если вы хотите заранее исключить такую ситуацию, то надо проверить контрагентов вашей компании на предмет их принадлежности к таким организациям. Сделать это можно, составив список контрагентов предприятия с учетными номерами налогоплательщика, скачав с сайта МНС Реестр лжепредпринимательских структур (по ссылке https://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/) и сверив данные своего списка с Реестром, внеся исправления в бухгалтерский и налоговый учет предприятия.

Эксперты обращают внимание на то, что в последнее время участились случаи, когда в Реестр лжепредпринимательских структур попадают предприятия, которые работали фактически. Например, в какой-то момент учредители сменились и новые хозяева компании использовали ее для «обналички». Последствия такой ситуации могут поставить добросовестного налогоплательщика в ситуацию, когда придется оправдываться, собирать доказательную базу и идти в суд.

Кроме того, признаком того, что проверка у вас будет именно по вопросам взаимоотношений с лжепредпринимательскими структурами является тот факт, что в начале проверки налоговики сразу попросят у вас данные по расчетам с контрагентами. Как правило, это оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Остальным вопросам уделяют меньше внимания, а в некоторых случаях и не проверяют вообще.

Нарушение 2. Особый контроль осуществляет налоговая за затратной частью предприятий, который непосредственно влияет на размер начисления налога на прибыль.

В ходе налоговой проверки предприятия «П» за 2013 год установлено, что в состав затрат, участвующих при налогообложении, включены расходы маркетинговые исследования в сумме 250 млн рублей. Услуги оказаны индивидуальным предпринимателем Ивановым С.С., который одновременно является и работником предприятия «П». В ходе детального изучения представленных проверке первичных документов установлено, что отчет по результатам выполненных работ по проведению маркетинговых исследований не составлялся и его составление не предусмотрено договором. То есть организация не представила налоговикам информацию о производственном назначении расходов на маркетинговые исследования, что является нарушением п. 1 ст. 130 Налогового кодекса, где оговорено, что расходы должны быть непосредственно связаны с производственной деятельностью организации.

В рассмотренном выше случае по результатам проверки в бюджет доначислен налог на прибыль в сумме 45 млн. рублей, а также пришлось заплатить пеню.

Нарушение 3. Широкое распространение в последнее время получила практика признания налоговыми органами недействительными первичных учетных документов. Например, история нашего клиента. В ходе проверки налоговики проверили данные, указанные в товарно-транспортной накладной на поставку товара от ЧУП. Адрес ЧУП и место отгрузки товара, — место жительства учредителя и директора ЧУП. Но поскольку груз крупногабаритный, и его хранение в квартире физически не возможно и теоретически не допустимо, сведения, указанные в накладной, признаны недостоверными, а сама накладная — недействительной. Соответственно, входящий НДС по этой сделке исключен из вычетов, а покупная стоимость — из затрат, участвующих в налогообложении, с соответствующим доначислением налогов и штрафных санкций.

Основание — нарушение статьи 10 закона о бухгалтерском учете, согласно которой каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. В описанной ситуации налоговая поставила под сомнение сам факт совершения хозяйственной операции.

Нарушение 4. Всегда на особом контроле, особенно у госпредприятий, учет ГСМ (горюче-смазочные материалы). Тем не менее, нарушения при списании на затраты топлива, самые распространенные.

Приобретение автомобиля в лизинг организациями в последнее десятилетие – распространенная практика. А ведет она – напрямую к штрафным санкциям. Например, организация «А» в январе 2011 году приобрела для своей производственной деятельности 3 новых автомобиля. Списание топлива производилось по временной норме, разрешенной на первые 6 месяцев эксплуатации. В дальнейшем организации следовало обратиться в Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» за разработкой постоянной нормы расхода топлива. В ходе проверки контролирующих органов 2015 году суммы расходов на топливо за весь период эксплуатации автомобиля (август-декабрь 2011, 2012, 2013 и 2014) исключены из состава затрат, участвующих в налогообложении, доначислен налог на прибыль, применены штрафы.

Основание: Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Беларуси, установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).

Нарушение 5. Новое направление контроля налоговой инспекции – законность регистрации субъектов хозяйствования.

Фирма «К» зарегистрирована в марте 2014 года. В составе учредителей гражданин Петров и гражданин Сидоров. В сентябре 2014 года налоговой инспекцией установлено, что регистрация фирмы «К» является незаконной, поскольку учредитель-гражданин Петров права на регистрацию не имел, так как был на эту дату учредителем организации, находящейся в стадии банкротства и имеющей долги перед бюджетом по налогам и сборам.

 

По результатам проверки:

  • Регистрация фирмы «К» признана недействительной  (основание абз. 2 ст. 26 Положения о регистрации).
  • Фирма «К» подлежит ликвидации.
  • Возбужден административный процесс с направлением дела в суд о взыскании с фирмы «К» штрафа до 500 БВ с конфискацией дохода за март-сентябрь 2014 года, что составляет 6 млрд рублей.

 

Обоснование: Положением о госрегистрации, утвержденным декретом президента от 16.01.2009 N 1, предусмотрено, что в заявлении о госрегистрации, подаваемом в регистрирующие органы, заявитель подтверждает, что на дату регистрации не является учредителем, участником или руководителем юрлица, находящегося в состоянии банкротства или признанного банкротом и не погасившего долги по налогам и другим платежам в бюджет.

18.11.2015

Другие новости