Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Инструкция налоговой по доходам-расходам: как это будет работать на практике

Самое сокровенное, что мы бережем от чужих взглядов – это наша душа. А еще — наш кошелек. Откуда деньги, за что и как заработаны, этой информацией мы не желаем делиться, и бывает, скрываем даже от самых близких.

С принятием Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) постановления от 31 августа 2015 года № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе» (далее — Инструкция) скрывать правду о своих доходах и расходах будет сложнее.

Давайте разберем теоретически основы Инструкции и составим понимание о том, кто попадает под юрисдикцию названного документа, каким образом налоговые органы получают информацию о доходах и расходах, а также какие документы надо иметь для подтверждения соответствия доходов расходам.

 

На кого распространяется Инструкция

 

МНС комментариями от 14.10.2015, размещенными на официальном сайте МНС РБ (https://www.nalog.gov.by/ru/commentarii_ru/view/kommentarij-k-postanovleniju-ministerstva-po-nalogam-i-sboram-respubliki-belarus-ot-31-avgusta-2015-g-22-ob-19305/) пояснило, что названная Инструкция принята в целях реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», вступившим в силу с 5 апреля 2015 года (далее – Декрет), то есть будет применяться для контроля за соответствием расходов граждан доходам, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году.

Таким образом, основной категорией лиц, на которых будет направлен контроль по названной Инструкции:

— неработающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;

— граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, работающие менее 183 календарных дней в году.

 

Источники информации, на основании которых налоговая инспекция будет анализировать доходы и расходы

 

В настоящее время в нашей стране нет единой электронной базы данных, которая позволяла бы МНС осуществлять контроль за доходами и расходами граждан.

Вместе с тем, уже сейчас МНС располагает доступом (через получение сведений из баз данных или через официальные письменные запросы) к следующей информации о расходах:

 

  • О перемещении товаров через границу.
  • О регистрации сделок в РУП «БРТИ» с имуществом (недвижимое имущество, сделки с землей, сделки по регистрации имущественных комплексов и т.п.).
  • О регистрации сделок в ГАИ с транспортными средствами.
  • О движении денежных средств по счетам в банке (доходы, расходы, операции с электронным кошельком, депозиты, сведения о покупке валюты) в пределах соблюдения законодательства о банковской тайне.

 

Пример 1. На основании сведений ГАИ, в апреле 2015 года неработающий гражданин Петров С.И. зарегистрировал сделку по приобретению автомобиля Тайота Авенсис по цене 210 млн.рублей. Этот же гражданин в марте 2015 года зарегистрировал сделку по продаже автомобиля Форд Фокус по цене 150 млн. рублей. Разница между ценой продажи и покупки составляет 60 млн.рублей. Поскольку гражданин Петров С.И. не имеет места работы и относится к категории граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, налоговые органы вправе запросить у гражданина Петрова С.И. информации об источниках доходов в размере 60 млн. рублей. В случае, если гражданин Петров С.И. не представит информацию об источнике дохода, то сумма 60 млн. рублей будет являться объектом для исчисления подоходного налога.

Пример 2. В мае 2015 года гражданин Семенов О.П. приобрел в отделении банка иностранную валюту на сумму 10 000 долларов США. Поскольку гражданин Семенов О.П. не имеет места работы и относится к категории граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, налоговые органы вправе запросить у гражданина Семенов О.П. информации об источниках доходов для приобретения валюты.

 

Документы, подтверждающие расходы

 

Инструкция не говорит нам о том, какие документы и в какой форме должны быть представлены гражданином в качестве подтверждения своих расходов.

Следуя сложившейся практике, можно определить, что расходные документы должны обладать следующими характеристиками:

 

  • Расходный документ должен быть представлен на бумажном носителе.
  • Расходный документ должен иметь содержание хозяйственной операции.
  • Документ должен иметь дату составления и название.
  • На документе должны стоять подписи лиц, участвующих в его составлении. Если оплата произведена через электронные системы оплаты, то достаточно его распечатать.
  • Если расходы совершены за пределами республики и документ составлен на иностранном языке, он должен иметь официальный перевод.

 

Приведенные критерии позволяют идентифицировать расходы в отношении конкретного лица, их назначения, временного периода.

Документами, подтверждающими фактически совершенные расходы, могут быть:

 

  • Чеки о расходах из магазинов, торговых точек, аптек, учреждений образования и иных объектов сферы услуг и потребления.
  • Квитанции об оплате коммунальных услуг.
  • Договора на совершение сделок купли-продажи имущества, займа, кредитные договора, дарения и т.п.
  • Иные документы, свидетельствующие о понесенных расходах.

 

Пример 3. В ходе изучения соответствия расходов неработающего гражданина Иванченко М.М. его доходам, установлено превышение расходов над доходами на 425 млн. рублей (за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года приобретен дачный участок). Налоговая инспекция потребовала у гражданина Иванченко М.М. представить сведения об источниках дохода. Гражданином Иванченко М.М. представлены пояснения, что денежные средства являются их совместно нажитым имуществом с супругой, которая имеет постоянное место работы. Иных документов в качестве подтверждения источника дохода гражданин Иванченко М.М. представить не смог. В данной ситуации, налоговые органы вправе на основании представленной информации обязать супругу гражданина Иванченко представить декларацию о доходах.

Следует заметить, что Инструкция, о которой мы говорим, будет применяться для контроля с 01 января 2015 года. То есть, изучать ваши доходы-расходы будут именно с этой даты. А вот в приведенном примере с гражданином Иванченко, налоговые органы вправе запросить декларацию о доходах у супруги гражданина Иванченко М.М. за последние 10 лет.

Алгоритм событий по контролю расходов над доходами:

  • Выявление налоговыми органами факта получения дохода лицом, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году.
  • Составление налоговым органом расчета расходов и доходов граждан за период с 1 января 2015 года.
  • На основании составленного расчета налоговым органом производится сопоставление полученных гражданином доходов с произведенными расходами.
  • Если налоговым органом установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, то такому гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов.
  • Гражданин обязан представить в налоговую инспекцию пояснения об источниках доходов в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения требования о даче пояснений.  В представленных пояснениях обязательно необходимо указать информацию об источниках доходов, размере и дате (периоде) получения дохода.
  • На основании представленных пояснений и документов, подтверждающих пояснения, налоговым органом в течение пяти рабочих дней делаются выводы.
  • Выводы делаются в виде уточненного расчета расходов и доходов граждан.
  • В случае необходимости получения дополнительной информации, для подтверждения достоверности представленных гражданином сведений, расчет составляется в первый день после получения дополнительных сведений.
  • На основании расчета расходов и доходов не позднее первого рабочего дня, следующего за днем составления расчета, налоговым органом составляется заключение по установленной Инструкцией форме.
  • Заключение составляется в одном экземпляре и хранится в налоговой инспекции.
  • Гражданину вручается извещение об уплате подоходного налога и копия заключения не позднее первого рабочего дня, следующего за составлением заключения.
  • Вручение осуществляется либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо лично гражданину.

 

Несмотря на то, что обсуждаемая нами Инструкция — новый документ, налоговые органы давно имеют опыт работы по контролю за доходами и расходами. В рамках исполнения Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов и имуществе» зачастую гражданам направляется требование о представлении деклараций о доходах и имуществе с последующим предъявлением к уплате подоходного налога.

02.11.2015

Другие новости