В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в РБ в законодательстве появились новые нормативные акты, а также были внесены изменения в действующие. Остановимся подробнее на наиболее значимых документах.
1. Постановление Совета Министров от 03.04.2020 № 194 «О служебных командировках за границу»
Постановление № 194 вступило в силу с 6 апреля и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 12 марта 2020 г. Согласно данного документа, при невозможности возвращения в Беларусь срок командировки продлевается до дня прибытия командированных в Беларусь включительно. Однако, со дня продления служебной командировки до дня прибытия в Беларусь включительно, а также при невозможности выполнения работы в период нахождения командированных после их возвращения в самоизоляции, им сохраняется зарплата в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада.
Командированному работнику возмещаются следующие расходы:
- по проезду к месту командировки и обратно;
- по найму жилого помещения;
- за проживание вне места жительства (суточные);
- иные произведенные командированным работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.
Если в период продления служебной командировки работнику необходимо продолжить выполнение служебного задания либо получить другое служебное задание, то наниматель поручает командированному работнику дополнительное задание и следует издать приказ, и в соответствии с п.1.3 постановления № 194 у работника сохраняется заработная плата за соответствующий период.
2. Постановление МАРТ от 06.04.2020 № 27 «О регулировании цен на маски и дезинфицирующие средства»
В соответствии с данным постановлением установлены предельные ценовые ограничения для масок и дезсредств:
- предельный норматив рентабельности для определения прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей — 10 %;
- предельная максимальная надбавка импортера — 10 %;
- предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя (импортера) — 15 %.
3. Постановление МАРТ от 15.04.2020 № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары»
Данным Постановлением введено государственное регулирование цен на ряд социально значимых товаров. Так, введены ограничения норматива рентабельности, надбавки импортера, торговые надбавки.
1) Для производителей установлен предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на указанные социально значимые товары, реализуемые на территории Республики Беларусь, в размере:
- фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в январе — феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции
- 10 % в случае, если фактический уровень рентабельности реализованной продукции в январе — феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции составил менее 10 %
2) Для импортеров установлена предельная максимальная надбавка импортера на социально значимые товары в размере 10 %.
3) Для организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам производителей (импортеров) в размере от 15 до 30 % в зависимости от вида товара.
Срок действия постановления – 90 дней.
4. Указ Президента от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»
Данным Указом определены первоочередные меры поддержки субъектов хозяйствования. На официальном сайте налоговой опубликовано разъяснение.
Более подробно о первоочередных мерах можно ознакомиться в блоге нашей организации по ссылкам:
МНС разъяснило порядок применения Указа о поддержке экономики в части налогообложения и налогового администрирования Письмо МНС от 30.04.2020 №2-2-2/00934.
«О поддержке экономики» Указ Президента № 143 от 24.04.2020г.
5. Постановление Совета Министров от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году»
Согласно данного документа юрлицам и ИП предоставлено право неначисления амортизации с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным ОС и НМА, используемых ими в предпринимательской деятельности. Нормативные сроки службы и сроки полезного использования продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.
Весьма спорная ситуация на практике с применением данного документа. Прежде чем принять решение о неначислении амортизации, следует проанализировать последствия для каждой отдельной организации. Здесь необходимо учесть, что амортизация относится на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. Неначисление амортизации приведет к росту налога на прибыль. Неначисление амортизации по основным средствам, которые являются объектом для исчисления налога на недвижимость, приведет к увеличению налога на недвижимость в 2021 году. То есть, что для одной организации хорошо, для другой – не очень.
6. Постановление Совета Министров и Нацбанка от 01.04.2020 № 192/6 «О проведении внешнеторговых операций и открытии счетов в банках-нерезидентах»
Постановление № 192/6 вступило в силу с 4 апреля 2020 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Данным документом продлеваются на 100 календарных дней сроки завершения внешнеторговых операций, которые истекают в период с 1 апреля по 30 июня 2020 г, а также продлевается на 100 календарных дней срок действия выданных Нацбанком юрлицам-резидентам разрешений на открытие счетов в банках-нерезидентах, срок действия которых истекает в период с 1 апреля по 30 июня 2020 г.
7. Указ от 22.04.2020 № 141 «Об уплате части прибыли (дохода)»
В данном Указе установлено, что уплата части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет хозяйственными обществами, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2019 год производится ежемесячно равными долями в мае — декабре 2020 г. не позднее 22-го числа каждого месяца.
Данный документ вступил в силу с 26 апреля 2020 года, поэтому для ряда организаций это решение явно запоздалое.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» и Указ Президента от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»
Указ № 169 не новый, но самое время с ним ознакомиться организациям, которые планируют оказать помощь государственным организациям здравоохранения в условиях COVID-19.
Согласно данного Указа, может осуществляться безвозмездная передача движимого имущества, отнесенного у юрлица, безвозмездно отчуждающего данное имущество, на момент его отчуждения к основным средствам и передача движимого имущества, не относящегося к основным средствам.
Во всех остальных случаях – услуги, денежные средства – следует руководствоваться нормами Указа № 300.
Действие не в рамках названных документов допускается гражданским законодательством в виде пожертвования или благотворительности. Но в связи со спорными ситуациями на практике целесообразно руководствоваться Указом № 169 или 300 в зависимости от вида спонсорской помощи.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»