Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

В необходимости государственной поддержки субъектов хозяйствования в условиях мировой пандемии COVID-19 и неблагоприятных последствий в экономике уверены все.

Однако все нормативные акты и шаги, до недавнего времени ограничительный или регламентирующий характер.

Все мы помним, как государство:

  • устанавливало, а затем отменяло меры по стабилизации цен на определенные виды и группы товаров;
  • вводило запреты на вывоз отдельных видов товаров из Республики Беларусь (постановление № 149 и постановление № 185); 
  • определяло новые правила функционирования бизнеса в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки (https://minsk.gov.by/ru/news/new/2020/04/08/704/);
  • изменило порядок начисления амортизации основных средств.

Из всех перечисленных мер, к направленным на поддержку бизнеса в условиях влияния пандемии, можно отнести только продление сроков завершения внешнеторговых операций.

25 апреля 2020 года, на Национальном правовом интернет-портале был опубликован Указ Президента № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

Разберемся вместе с основными из блоков Указа:

  1. Указ № 143 направлен на предпринимателей, осуществляющих один из видов деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации. Перечень таких видов деятельности закреплен в приложении к документу (далее – Перечень).С перечнем можно ознакомится по ссылке:

http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P32000143&p1=1&p5=0

Основные блоки Указа 143

2. Указ № 143 определил порядок изменения срока уплаты некоторых налогов и уменьшение их сумм:

Местным органам власти предоставлено право изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита (п. 2.1 Указа № 143). То же касается и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Обращаем внимание, что данные меры могут применяться только к налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • налог при упрощенной системе налогообложения.
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Налог на недвижимость с организаций, ни земельный налог с организаций не подпадают под действие Указа № 143.

Условия предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита:

  • осуществление юридическим лицом или ИП вида экономической деятельности (основного), который включен в Перечень;
  • своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет.
  • Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита будет осуществляться ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.; проценты за пользование не начисляются.

Местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (п. 2.2 Указа № 143).

При этом Указ № 143 не уточняет, о каких именно категориях плательщиков идет речь, нужно ли обязательно входить в Перечень, а также предоставляет право местным органам власти решать вопросы в заявительном порядке, по итогам рассмотрения индивидуальных обращений налогоплательщиков.

3. Уменьшение суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.

Местные исполкомы вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г., за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов (за исключением резидентов СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков – такое решение отдано на откуп администрациям СЭЗ). При чем для изменения размера арендной платы, как указано в п. 2.3 Указа № 143, нет необходимости оформлять соответствующее соглашение к договору аренды земельного участка – арендная плата в уменьшенном размере будет уплачиваться на основании решения местного исполкома или администрации СЭЗ.

Внимание: согласно п. 2.1 и 2.2 Указа № 143 местным органам власти предоставляется право на изменение срока уплаты налогов / арендной платы и уменьшение их сумм.

Соответственно, не факт, что каждый обратившийся субъект хозяйствования, за указанной поддержкой и соответствующий формальным условиям ее предоставления, гарантированно получит такую поддержку.

4. Уменьшение и отсрочка арендных платежей

Отсрочка по 30 сентября 2020 года предоставляется только:

  • арендаторам недвижимого имущества*, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, и оказывающим бытовые услуги населению,
  • ссудополучателям указанного недвижимого имущества, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, и оказывающим бытовые услуги населению, – по возмещению ссудодателям начисленной амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации), а также земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость (п. 6.2 Указа № 143).

Отсрочка по исполнению указанных обязательств предоставляется с последующей рассрочкой их исполнения по 31 декабря 2020 года.

Отсрочка предоставляется арендатору (ссудополучателю) по его заявлению на срок, указанный в таком заявлении. В заявлении должны быть также указаны сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.

В течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) от арендатора (ссудополучателя) заявления о предоставлении отсрочки сторонами заключается дополнительное соглашение к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества.

На отсрочку, рассрочку, налоговый кредит могут рассчитывать и арендодатели (ссудодатели) указанных выше субъектов.

В случае предоставления такой отсрочки арендодателям (ссудодателям) недвижимого имущества предоставляются:

  • отсрочка и рассрочка исполнения обязательств по начислению амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации) на условиях отсрочки и рассрочки, предоставленных арендатору (ссудополучателю);
  • местными органами власти отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в порядке, аналогичном предусмотренному в ч. 2-4 пп. 2.1 п. 2 Указа № 143.

Что касается арендаторов иного (негосударственного) недвижимого имущества, Указ № 143 содержит лишь рекомендацию для их арендодателей (юридических лиц и ИП):

  • предоставлять арендаторам с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер (п. 11). 

Это правило относится только к арендаторам, осуществляющим в качестве основного вид деятельности, указанный в Перечне.

Внимание!  Бонус! п. 12 Указа № 143:

Если арендодатель пойдет навстречу арендатору и предоставит ему отсрочку по оплате арендной платы, для него будет изменен срока уплаты НДС по сдаче имущества в аренду – за период с апреля по сентябрь 2020 года днем сдачи имущества в аренду будет считаться 31 декабря 2020 года.

5. Базовая арендная величина

  • Введен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом до 30 сентября 2020 года (Пункт 10 Указа № 143);

С 1 апреля 2020 года базовая арендная величина составляет 17 рублей 85 копеек (постановление Совмина от 20.03.2020 № 162).

Внимание!

  • Согласно комментария Госкомимущества (http://www.gki.gov.by/ru/about-press-news-ru/view/realizatsija-norm-ukaza-prezidenta-respubliki-belarus-ot-24-aprelja-2020-g-143-o-podderzhke-ekonomiki-v-6863/), арендная плата, в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г., включая арендую плату за март 2020 г, а также задолженность по арендной плате, уплачиваемые после 31 марта 2020 г., должны определяться исходя из базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек. 
  • Если к действующим договорам аренды до вступления Указа № 143 в силу были заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми с 1 апреля 2020 г. произведен перерасчет размера арендной платы с учетом размера базовой арендной величины, установленного постановлением Совмина № 162, необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором зафиксировать размер арендной платы, установленный до 1 апреля 2020 г., на период до 30 сентября 2020 г. Если же размер арендной платы в договорах аренды был зафиксирован только в базовых арендных величинах, внесение изменений в такие договоры не требуется.
  • Если арендная плата за март и апрель 2020 г. были уплачены после 1 апреля 2020 г. с учетом увеличенного размера базовой арендной величины, излишек арендной платы не возвращается, а засчитывается в счет последующих платежей.

6. НДС

Плательщикам по перечню, определяемому Совмином, зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производится за отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы (п. 2.4 Указа № 143).

7. Налог на прибыль.

Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Минздравом, включаются юридическими лицами и ИП в состав внереализационных расходов (п. 2.5 Указа № 143).

8. Курсовые разницы.

Порядок налогового учета курсовых разниц, выбранный организацией в соответствии с Указом от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах», может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в учетную политику этой организации и будет действовать в течение всего налогового периода (п. 2.6 Указа № 143).

Согласно Указу от 31.12.2019 № 504, курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) вправе включать в состав:

  • внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года;
  • внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.

9. Единый налог с ИП и иных лиц.

  • ИП, уплатившие в 2020 году единый налог, вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения (п. 2.7 Указа № 143).

  • ИП, изъявившие желание перейти в 2020 году на УСН, должны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение УСН, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН с указанием даты такого перехода.

  • ИП, временно не осуществлявшим предпринимательскую деятельность, производится зачет или возврат единого налога даже при продолжительности неосуществления более 30 календарных дней (п. 2.8 Указа № 143).

Физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в случае временного неосуществления деятельности с 1 апреля по 31 декабря 2020 году также производится зачет или возврат единого налога в соответствии со ст. 66 НК.

Сумма единого налога, подлежащая таким зачету или возврату, определяется налоговым органом в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 344 НК, на основании письменного уведомления, поданного физическим лицом.

  • Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано в течение II и III кварталов 2020 г. уменьшать до 2 раз размер применяемых в этот период ставок единого налога, исходя из которых в соответствии с п. 9 ст. 4 Закона РБ от 30.12.2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» производятся исчисление и уплата единого налога в 2020 году (п. 3 Указа № 143).

10. Подоходный налог.

Из числа объектов налогообложения подоходным налогом с физических лиц исключены доходы в размере стоимости получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий:

  • средств индивидуальной защиты,
  • антисептических лекарственных средств,
  • дезинфицирующих средств,
  • питания (п. 2.9 Указа № 143).

Налоговая декларация по подоходному налогу с физических лиц представляется физическими лицами, получившими в 2019 году доходы, указанные в п. 1 ст. 219 НК, не позднее 30 апреля 2020 года (п. 2.10 Указа № 143).

Продлен срок предоставления данных деклараций, установленный ст. 222 НК (не позднее 31 марта).

11. Задолженность за энергоресурсы.

Задолженность за энергоресурсы подлежит погашению с ее пересчетом с учетом установленного Национальным банком на 31 декабря 2019 г. официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы (п. 4 Указа № 143).

!. Указанная норма не распространяется на задолженность за энергоресурсы, зафиксированную в белорусских рублях решениями Президента Республики Беларусь по установленному НБ РБ до 31.12.2019 г. официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы, и подлежащую погашению без ее пересчета в связи с изменением установленного НБ РБ официального курса белорусского рубля к иностранной валюте.

Газо- и энергоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белтопгаз», ГПО «Белэнерго», потребители:

  • производят пересчет задолженности, погашение которой осуществляется как указано выше;
  • до 1 июля 2020 г. корректируют данные бухгалтерского и налогового учета с уплатой при необходимости налогов, сборов и иных платежей без начисления пеней и применения административных взысканий в виде штрафов.

Положения п. 4 Указа № 143 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 28 Указа № 143).

12. Права и обязанности нанимателя

Пунктом 14 Указа № 143 нанимателям предоставлено право:

  • изменять существенные условия труда работника (за исключением уменьшения размера оплаты труда) в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день;

Частью 3 ст. 32 ТК предусмотрен месячный срок уведомления работника об изменении существенных условий труда.

  • производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 33 ТК, временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до 1 месяца.

  • Новые правила об изменении существенных условий труда и временных переводах будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

Комментарии Минтруда РБ

 (http://www.mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/-kommentarij-k-ukazu-prezidenta-respubliki-belarusnbspot-24-aprelja-2020-g—143-o-podderzhke-ekonomikinbspv-chasti-voprosov-regulirovanija-trudovyx-otnoshenij-_3518/)

13. Пособия по временной нетрудоспособности

Пункт 15 Указа № 143 гарантирует выплату пособия по временной нетрудоспособности лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, или второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов.

Пособие по уходу назначается в порядке, установленном Совмином для назначения пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет).

Министерство труда и социальной защиты опубликовало комментарий к указанному пункту Указа № 143. (http://mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/-kommentarij-k-ukazu-prezidenta-respubliki-belarusnbspot-24-aprelja-2020-g-143-o-podderzhke-ekonomikinbspv-chasti-vyplaty-posobija-po-vremennoj-netrudosposobnosti-_3516/)

  • Лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на социальное страхование, осуществляющим уход за ребенком до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого или второго уровня при наличии одного или нескольких респираторных симптомов, будут выдаваться листки нетрудоспособности и выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности.
  • Период пребывания на листке нетрудоспособности по данному случаю временной нетрудоспособности – до 14 календарных дней, размер оплаты – 100 % среднедневного заработка с первого дня пребывания на листке нетрудоспособности.

Ранее лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до 10 лет, который посещает учреждение дошкольного или общего среднего образования, и относится к категории лиц, указанных в абзацах втором и третьем п. 3.2 п. 3 постановления Совмина от 8.04.2020 г. № 208 «О введении ограничительного мероприятия», устанавливалась временная нетрудоспособность в связи с уходом за данным ребенком, на срок пребывания ребенка в самоизоляции, установленный законодательством и выдавалась справка о временной нетрудоспособности, которая служила документом, подтверждающим освобождение от работы и не подлежала оплате.

Указанные выше нормы будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

14. Реализация лекарственных средств

До 1 июля 2020 г. юридическим лицам, имеющим лицензию на розничную реализацию лекарственных средств, разрешено осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами, реализуемыми без рецепта врача (п. 16 Указа № 143). Перечень таких лекарственных средств будет утвержден Минздравом.

!. Доставку указанных лекарственных средств смогут только организации, утвержденные Совмином.

Прямой запрет на реализацию лекарственных средств таким способом установлен п. 3 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31.

  • Организации, осуществляющие производство лекарственных средств, цены на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, вправе осуществлять реализацию таких лекарственных средств без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.
  • Формирование оптовых и розничных цен на лекарственные средства также теперь осуществляется без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.

Указанные нормы относительно ценообразования будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

15. Производство и реализация алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

Для получения лицензии на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, или внесения изменений в такую лицензию на производство дезинфицирующих спиртосодержащих средств установлены новые, сокращенные сроки рассмотрения (п. 17 Указа № 143):

  • заявлений о выдаче заключений территориальных органов государственного санитарного надзора, территориального органа государственного технического надзора МЧС, РУП «Белорусский государственный институт метрологии» составляет 1 рабочий день со дня приема заявления о выдаче заключения;
  • заявлений о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию) составляет 1 рабочий день со дня приема заявления о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию).

Сокращенные сроки будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

  • Разрешено субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на оптовую реализацию лекарственных средств, до 1 января 2021 года осуществлять оптовую реализацию дезинфицирующих спиртосодержащих средств без получения соответствующей лицензии.
  • Отменяется квотирование в отношении производства антисептических лекарственных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, предназначенных для реализации на территории Республики Беларусь (по 31 декабря 2020 г.).

17.Внеплановые проверки в отношении юридических лиц и ИП.

Пункт 20 Указа № 143 вводит право органов назначать внеплановые проверки в отношении юридических лиц и ИП по вопросам соблюдения:

  • антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе – МАРТ;
  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Минздравом;
  • законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС – Председателем Госкомитета по стандартизации.

Проведение проверок разрешено в течение 2 лет со дня государственной регистрации (присвоения УНП) в отношении юридических лиц (обособленных подразделений) (кроме созданных в порядке реорганизации), ИП в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общественным питанием.

Мораторий на проведение проверок в течение 2 лет со дня государственной регистрации юридических лиц и ИП установлен п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Указанные выше органы также получили право приостанавливать работу торгового объекта / объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней.

Нормы о проведении внеплановых проверок и приостановлении деятельности субъектов хозяйствования будут действовать до 1 января 2021 года (п. 27 Указа № 143).

17. Субсидиарная ответственность при недостаточности имущества юридического лица.

Норме Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица, признанного банкротом, его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителя) придали обратную силу.

  • Пункт 23 Указа № 143 содержит указание на то, что п.п. 5.6 п. 5 Декрета № 7 распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления в силу этого Декрета (то есть до 26 февраля 2018 года). Предельный срок действия этой нормы не устанавливается.
  • Принятые по 25 февраля 2018 г. судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, не исполненные на день вступления в силу Указа № 143, в неисполненной части могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, установленном ХПК.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

06.05.2020

Другие новости