Новости законодательства от 6 сентября 2021

  • Запись опубликована:6 сентября, 2021

С 1 сентября 2021 г. изменяются формы заявлений о регистрации, ликвидации коммерческой организации, о регистрации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя и др.

Расширяется перечень сведений, содержащихся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В регистр начнут включаться также сведения о специальных разрешениях (лицензиях); о наличии (отсутствии) задолженности по находящимся на исполнении исполнительным документам; о запрете регистрационных (ликвидационных) действий в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя и др.

Постановление Минюста от 04.08.2021 № 141 «Об изменении постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8 и от 10 марта 2009 г. № 25» (рег. в НРПА № 8/37031 от 11.08.2021).

С 1 сентября 2021 г. начинает действовать Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73 (рег. в НРПА № 8/37091 от 26.08.2021).

Вступает в силу также перечень строительных материалов, изделий, конструкций, в отношении цен на которые устанавливается предельный норматив рентабельности. Установлена также предельная максимальная оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции – 10% независимо от количества участвующих посредников.

Постановление Совета Министров от 31.08.2021 № 498 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (рег. № 5/49396 от 01.09.2021)

Внесены изменения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования.

Форма ПУ-3 будет заполняться и представляться работником органа ФСЗН и подписываться его ЭЦП в отношении физлиц в т.ч. в случае выявления уполномоченными органами умышленного неначисления и неуплаты обязательных страховых взносов и непредставления плательщиком страховых взносов формы ПУ-3 в установленные сроки.

Форма ПУ-6 будет заполняться и представляться работником органа ФСЗН и подписываться его ЭЦП в отношении физлиц, по которым уполномоченными органами выявлены случаи умышленного неначисления и неуплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование и не представлены страхователем формы ПУ-6 в установленные сроки.

Новая инструкция о формировании цен и тарифов

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 06.08.2021 № 55 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов). Она определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно:

  • Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»;
  • Указу Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики».

Порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов), определенный Инструкцией, не является способом регулирования цен (тарифов).

Инструкция применяется, если иное не установлено нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

Действие Инструкции распространяется на юридические лица и ИП, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь, и не распространяется на юридические лица и ИП, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг при поставке по внешнеторговому договору.

Инструкцией определены требования к:

  • установлению (формированию) отпускных цен (тарифов);
  • применению оптовых надбавок;
  • установлению (формированию) и применению розничных цен;
  • округлению отпускных и розничных цен на товары и тарифов на работы (услуги);
  • оформлению документов при установлении цен (тарифов);
  • установлению (изменению) цен (тарифов).

Постановление № 55 вступает в силу 25.08.2021.

Льгота по НДС для уполномоченных экономических операторов отменена

Указом № 315 «Об отмене оснований для применения льготы», подписанным 19.08.2021, с 31.08.2021 признается утратившим силу Указ от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров», предусматривавший освобождение от НДС, взимаемого таможенными органами, в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения, при условии их дальнейшего экспорта.

Вместе с тем обороты с применением ставки НДС 0% по дальнейшей реализации товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь до окончания действия Указа № 358 с применением освобождения от НДС, исключаются у владельцев склада из общей суммы оборотов для распределения вычетов по НДС удельным весом.

ВНИМАНИЕ! увеличена ставка пени

На сайте ИМНС по Брестской области опубликована следующая информация:

С 21.07.2021 ставка рефинансирования установлена в размере 9,25 % годовых (постановление Правления Национального банка от 15.07.2021 № 203 «О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь»).

Начиная с указанной даты за каждый календарный день просрочки платежа, пени начисляются по ставке 0,0257 % от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) (ранее пени начислялись по ставке 0,0236 %).

Пени начисляются со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога по день фактической уплаты недоимки включительно. Основанием для начисления пеней является просрочка исполнения обязательства по уплате налога.

МНС о налогообложении «чаевых»

На сайте МНС опубликовано письмо МНС от 30.04.2021 № 3-2-7/02060/1, в котором разъясняется вопрос налогообложения подоходным налогом доходов, получаемых сотрудниками сферы услуг в виде «чаевых» от их клиентов — физических лиц.

Рассматривается ситуация, когда белорусская организация (ИП) (далее – Посредник) оказывает с использованием веб-сервиса посреднические услуги, которые заключаются в получении «чаевых» от физических лиц – клиентов с целью их дальнейшего перечисления на счет сотрудника сферы услуг (далее – официант). За оказанную услугу Посредник получает вознаграждение от официанта.

Льгота, предусмотренная п. 22 ст. 208 Налогового кодекса, не применяется. «Чаевые» подлежат налогообложению подоходным налогом в полном объеме.

Посредник не признается налоговым агентом по подоходному налогу в отношении таких доходов, поскольку не является источником их выплаты.

Официант, получивший «чаевые», обязан представить в отношении таких доходов в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом, и уплатить подоходный налог, исчисленный налоговым органом с таких доходов по ставке в размере 13 %, в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным календарным годом, на основании извещения налогового органа.

Работники в качестве индивидуальных предпринимателей для уклонения в уплате подоходного налога

ИМНС по г. Минску проведена внеплановая проверка ООО, в ходе которой установлена схема подмены трудовых отношений гражданско-правовыми в отношении 58 ИП, оказывающих услуги обществу на систематической основе.

Так, для обеспечения полного комплекса взаимосвязанных работ по установке оконных, дверных и балконных конструкций, должностными лицами ООО была инициирована регистрация физических лиц в качестве ИП с последующим заключением гражданско-правовых договоров, прикрывающих фактические трудовые отношения по выполнению функций операторов колл-центра, замерщиков, монтажников, технологов, маркетологов, сметчика, бухгалтера. При этом ИП не только соблюдали правила внутреннего трудового распорядка, выполняя указания должностных лиц ООО, но и использовали материальные ресурсы и документы общества.

Размер вознаграждения таких ИП в 2 и более раз превышал размер заработной платы штатных сотрудников ООО с аналогичными видами работ. По результатам проверки установлено занижение налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц в сумме 2,8 млн. рублей, предъявлен к уплате в бюджет подоходный налог в сумме 370 тыс. рублей.

Типовые правила внутреннего трудового распорядка, внесены изменения

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.07.2021 № 58 внесены изменения в Типовые правила внутреннего трудового распорядка.

Увольнение в качестве меры дисциплинарного взыскания может быть применено также в случае нарушения работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Кроме того, увольнение возможно в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами, в т.ч.:

  • отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей;
  • принуждения работников к участию в забастовке, создания другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыва работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;
  • участия работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин.


На заметку: соответствующие основания увольнения содержатся в абз. 3, 7, 8 п. 7 ст. 42 и п. 10 ч. 1 ст. 47 Трудового кодекса (ТК).

Кроме того, пункт 33 Типовых правил внутреннего трудового распорядка, определяющий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, приведен в соответствие с ч. 2 ст. 199 ТК.

Постановление № 58 вступило в силу с 07.08.2021.

О применении валютного законодательства, Национальный Банк разъясняет:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 16.07.2021 № 31-27/9279 «О применении валютного законодательства». В нем говорится следующее:

По валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, по которым сроки исполнения обязательств нерезидентами наступили до вступления в силу Закона № 226-З (9 июля 2021 г.), в целях определения сроков репатриации в качестве даты исполнения нерезидентом его обязательств следует рассматривать 9 июля 2021 г.

Поскольку максимальный период, необходимый для осуществления банками Республики Беларусь, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», иностранными банками платежа и перевода денежных средств, не может превышать 30 кал. дней (за исключением случаев замораживания иностранными банками денежных средств, блокирования финансовых операций вследствие применения международных санкций), по таким валютным договорам резидентам следует обеспечить зачисление бел. руб. и (или) иностранной валюты (выручки при экспорте, возврата предварительной оплаты при импорте) на свои счета в банках Республики Беларусь не позднее 8 августа 2021 г.

В противном случае в эти же сроки резидентам необходимо принять иные меры, на период осуществления которых сроки репатриации будут продлеваться (внести изменения в установленные договором сроки исполнения обязательств нерезидентом или обеспечить наличие оснований для продления сроков репатриации, указанных в п. 6 ст. 19 Закона № 226-З).

По валютным договорам, сроки исполнения обязательств нерезидентом, по которым наступают, начиная с 9 июля 2021 г., в целях определения сроков репатриации используются сроки исполнения обязательств нерезидентами согласно этим договорам. При этом подход к продлению сроков репатриации используется такой же подход.

При проведении резидентами валютных операций с использованием иностранной валюты срок возврата предварительной оплаты нерезидентом необходимо предусматривать по импортным валютным договорам, заключенным с 9 июля 2021 г., а также заключенным до 9 июля 2021 г. в случае продления (увеличения) срока действия таких договоров. При этом наличие срока возврата предварительной оплаты нерезидентом является обязательным условием импортного валютного договора только в случае, если условиями такого договора предусмотрена предварительная оплата резидентом передаваемых нерезидентом товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Осуществление резидентом в пользу нерезидента предварительной оплаты за товары, работы, услуги по импортному валютному договору, условиями которого предусмотрена оплата по факту поставки (выполнения, оказания) товаров, работ, услуг, возможно только при наличии в этом договоре срока возврата предварительной оплаты нерезидентом.

ПУ-2 и ПУ-3 новый порядок

Постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты от 05.08.2021 № 6 уточняются:

  • Инструкция по формату документов персонифицированного учета;
  • Инструкция о порядке предоставления сведений о периодах уплаты обязательных страховых взносов.

Также внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета. Дополнены коды причин начисления выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы, ниже уровня месячной минимальной заработной платы, установленного и проиндексированного в соответствии с законодательством.

В форму ПУ-2 вносятся следующие изменения:

  1. Для кодов работы по совместительству «0» и «1» при наличии в подразделе 2.2 раздела 2 формы ПУ-2 хотя бы одной записи со значением в реквизите «Дата увольнения (перевода) по профессии рабочего, должности служащего» и при заполненных реквизитах «дата увольнения», «код основания увольнения» раздела 1 формы ПУ-2 должна быть хотя бы одна запись с такими же значениями в соответствующих реквизитах «Дата увольнения (перевода) по профессии рабочего, должности служащего» и «Код основания увольнения» подраздела 2.2 раздела 2 формы ПУ-2;
  2. Кроме сведений о временном переводе, в форме ПУ-2 не заполняются также сведения о совмещении должности служащего, профессии рабочего у одного работодателя, но исключено указание на то, что форма ПУ-2 не заполняется при перемещении;
  3. В приложении 6 к Инструкции о порядке заполнения ДПУ добавлены коды для новых оснований увольнения.

В форме ПУ-3 введен новый код застрахованного лица — 52 «граждане, по которым выявлены случаи умышленного неначисления и неуплаты обязательных страховых взносов».

Постановление № 6 вступает в силу поэтапно:

  • после официального опубликования с 11.08.2021;
  • с 30.06.2021;
  • с 30.11.2021.

Порядок государственной регистрации организаций и ИП и ведения ЕГР (основные изменения):

Постановлением Министерства юстиции от 04.08.2021 № 141 вносятся изменения в постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 и от 10.03.2009 № 25. Основные изменения:

  • скорректированы формы документов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и ИП с учетом внедрения биометрических документов;
  • внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и ИП (ЕГР). Так, в случае смерти, объявления умершим, признания недееспособным или безвестно отсутствующим руководителя юридического лица регистрирующий орган вносит сведения в ЕГР о прекращении его полномочий датой его смерти на основании свидетельства о смерти (информации о смерти, полученной от компетентных государственных органов), решения суда об объявлении гражданина умершим, признании недееспособным, безвестно отсутствующим;
  • в случае исключения из ЕГР юридического лица – управляющей организации, ИП – управляющего регистрирующий орган вносит сведения в ЕГР о прекращении их полномочий датой их исключения из ЕГР;
  • в случае, если решение о ликвидации юридического лица содержит дату начала процедуры ликвидации, сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, вносятся в ЕГР датой, указанной в решении о ликвидации;
  • выписка из ЕГР о юридическом лице и Выписка из ЕГР об ИП дополнены сведениями о специальных разрешениях (лицензиях).

Постановление № 141 вступает в силу с 01.09.2021.

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]