Налоговым кодексом РБ на плательщиков возложена обязанность по проверке:
- первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства,
- принадлежности их отправителю товара;
- действительности бланка и документа с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Цель:
- Профилактика и предупреждение негативных последствий, связанных с неполной и (или) несвоевременной уплатой платежей в бюджет
- Выполнение мер осмотрительности по наличию документов, подтверждающих легальность приобретения товара
Первичный учетный документ должен соответствовать требованиям законодательства.
Требования к первичному учетному документу.
Должен содержать следующие сведения:
- наименование документа, дату его составления;
- наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Индивидуальные Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов, составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов.
Плательщику необходимо проверять:
- наличие и достоверность в первичном учетном документе обязательных сведений;
- по товарно-транспортным и товарным накладным – соответствие форме, а также оформление их на бланках документов с определенной степенью защиты.
При оформлении ТТН/ТН, плательщики:
- проверяют наличие в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной обязательных сведений;
- проверяют посредством сети Интернет по адресу http://blank.bisc.by:
- соответствие наименования грузоотправителя и его УНП, указанных в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной, информации о покупателе бланков, содержащейся в ЭБД;
- дату реализации бланков, которая не должна быть позже даты составления товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной;
- действительность бланка товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной (отсутствие информации в ЭБД об аннулировании такого бланка либо признании его недействительным, на дату составления товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной).
Организация и индивидуальный предприниматель вправе обратиться с письменным заявлением в налоговый орган либо в организацию, осуществляющую реализацию бланков, за получением указанной общедоступной информации о бланке.
В электронном банке документов с определенной степенью защиты содержится информация о реализованных бланках.
Для получения общедоступной информации о бланке необходимо сформировать запрос по коду, номеру и серии бланка по адресу http://blank.bisc.by.
Информация о реализованном бланке предоставляется в разрезе:
- УНП и наименования субъекта предпринимательской деятельности, приобретшего бланк;
- даты его приобретения;
- даты признания бланка недействительным, если реализованный ранее бланк признан недействительным, в том числе по причине его утраты, хищения, порчи, повреждения, запрета использования, брака, уничтожения и т.п.
При составлении электронных накладных от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя, плательщики обязаны:
- осуществлять передачу и получение накладных только через аттестованных EDI-провайдеров;
- проверять наличие в электронных накладных обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете (пунктом 6 Инструкции), за исключением подписей уполномоченных лиц;
- проверять наличие электронной цифровой подписи участника (грузоотправитель, грузополучатель) на электронной накладной
Информацию об EDI-провайдерах, получивших в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота, можно получить: ids.by
Электронные накладные должны содержать:
- сведения и реквизиты, указанные в формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной, за исключением подписей уполномоченных лиц;
- международные идентификационные коды участников хозяйственной операции (глобальные номера расположения – Global Location Number (GLN), и международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы — Global Trade Item Number (GTIN)
Электронные накладные считаются созданными:
- если они подписаны электронной цифровой подписью участников (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI)
- получены через оператора (операторов) электронного документооборота.
Ознакомиться с письмом МНС можно тут: nalog.gov.by