Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Налоговым кодексом РБ на плательщиков возложена обязанность по проверке:

  • первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства,
  • принадлежности их отправителю товара;
  • действительности бланка и документа с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Цель:

  1. Профилактика и предупреждение негативных последствий, связанных с неполной и (или) несвоевременной уплатой платежей в бюджет;
  2. Выполнение мер осмотрительности по наличию документов, подтверждающих легальность приобретения товара.

Первичный учетный документ должен соответствовать требованиям законодательства.

Требования к первичному учетному документу.

Должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа, дату его составления;
  • наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Индивидуальные Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов, составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов.

Плательщику необходимо проверять:

  1.  наличие и достоверность в первичном учетном документе обязательных сведений,
  2.  По товарно-транспортным и товарным накладным – соответствие форме, а также оформление их на бланках документов с определенной степенью защиты.

При оформлении ТТН/ТН, плательщики:

  1. проверяют наличие в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной обязательных сведений;
  2.  проверяют посредством сети Интернет по адресу http://blank.bisc.by:

  • соответствие наименования грузоотправителя и его УНП, указанных в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной, информации о покупателе бланков, содержащейся в ЭБД;
  • дату реализации бланков, которая не должна быть позже даты составления товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной;
  • действительность бланка товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной (отсутствие информации в ЭБД об аннулировании такого бланка либо признании его недействительным, на дату составления товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной).

Организация и индивидуальный предприниматель вправе обратиться с письменным заявлением в налоговый орган либо в организацию, осуществляющую реализацию бланков, за получением указанной общедоступной информации о бланке.

В электронном банке документов с определенной степенью защиты содержится информация о реализованных бланках.

Для получения общедоступной информации о бланке необходимо сформировать запрос по коду, номеру и серии бланка по адресу http://blank.bisc.by.

Информация о реализованном бланке предоставляется в разрезе:

  1.  УНП и наименования субъекта предпринимательской деятельности, приобретшего бланк,
  2. даты его приобретения.
  3. даты признания бланка недействительным, если реализованный ранее бланк признан недействительным, в том числе по причине его утраты, хищения, порчи, повреждения, запрета использования, брака, уничтожения и т.п.

При составлении электронных накладных от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя, плательщики обязаны:

  1. осуществлять передачу и получение накладных только через аттестованных EDI-провайдеров;
  2. проверять наличие в электронных накладных обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском  учете (пунктом 6 Инструкции), за исключением подписей уполномоченных лиц;
  3. проверять наличие электронной цифровой подписи участника (грузоотправитель, грузополучатель) на электронной накладной

Информацию об EDI-провайдерах, получивших в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота, можно получить: http://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Itemid=43#REESTR

.

Электронные накладные должны содержать:

  •  сведения и реквизиты, указанные в формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной, за исключением подписей уполномоченных лиц.
  • международные идентификационные коды участников хозяйственной операции (глобальные номера расположения – Global Location Number (GLN), и международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы — Global Trade Item Number (GTIN).

Электронные накладные считаются созданными:

  1. если они подписаны электронной цифровой подписью участников (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI)
  2. получены через оператора (операторов) электронного документооборота.

Ознакомиться с письмом МНС http://nalog.gov.by/ru/razjasnenija_ru/view/r-pismo-ministerstva-po-nalogam-i-sboram-respubliki-belarus-ot-17042019-8-2-11-00243-o-proverke-pervichnyx-33058/

30.04.2019

Другие новости