Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Вопрос: Какие документы требует представить налоговая инспекция при проведении проверки организации на УСН без НДС?

Ответ: Организации, применяющие УСН, с 1 января 2019 г. вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях обязаны организации, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года превысила 738 000 бел. руб. (подп.2.3.1 п.2 ст.333 НК).

Организации с меньшим размером валовой выручки вправе вести либо книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — книга учета при УСН), либо бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях (пп.1 и 5 ст.333 НК).

Бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях ведутся с соблюдением типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.

Приказом  МНС РБ от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» установить, что при проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.

Методом документальной проверки осуществляются:

  • изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
  • исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;
  • анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
  • сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
  • соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
  • сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
  • оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов.

Налоговым законодательством конкретный перечень документов, требуемых проверяющими во время проверки не  установлен. Вместе с тем, следуя нормам налогового законодательства и правилам проведения налоговых проверок, этот список при ведении организацией бухгалтерского учета может быть следующим.

  1. Первичные учетным документы (оригиналам) за проверямый период — договоры, ТТН, ТН, акты выполненных работ (оказанных услуг, банковские выписки, результаты инвентаризации, кассовые документы, локальные документы по приходу и выбытию основных средств и ТМЦ, документы по заработной плате и прочие первичные учетные документы, касающиеся исчисления налогов.
  2. Правоустанавливающие документы организации — свидетельство о регистрации, устав, дополнения к уставу, новые редакции устава (если имели место быть в проверяемом периоде), извещение ИМНС о постановке на учет и извещение о переходе на УСН,  лицензии (при их получении и наличии в проверяемом периоде) аудиторское заключение за проверяемый период при обязательном аудите, учетная политика, оборотно-сальдовые ведомости в разрезе субсчетов, иные регистры аналитического и синтетического учета по требованию, налоговые декларации, перечень взаимозависимых и аффилированных лиц.

Организациям на УСН, ведущим учет в книге учета по УСН, регистры бухгалтерского учета следует заменить на книгу учета по УСН. Обращаем внимание, что в книге должны быть заполнены все разделы.

19.03.2019

Другие новости