Когда незнакомые люди спрашивают у меня «Чем ты занимаешься» и я отвечаю «Аудитом» у меня спрашивают «А что это?». И у большей части бизнесменов небольших бизнесов, с которыми я встречаюсь сформировано искаженное понимание сущности аудита.
В традиционном смысле аудит проводится для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности, иначе — обязательный аудит. Для нашего белорусского «местячкового» бизнеса, где уровень доходности невысокий – это «лишние траты на «бумажку», которую не знают куда приложить» — дословно привожу слова одного из моих Клиентов.
Такое же отношение и к инициативному аудиту – аудиту по инициативе владельцев.
Безусловно, правда есть в этих словах. У малого и среднего бизнеса нет потребности проводить традиционный обязательный и инициативный аудит – он не решает всех проблем, которые у них есть. Кроме того, аудит в полном объеме для небольшого бизнеса – услуга дорогая.
Тем не менее, вопросов-проблем с ведением бухгалтерии, налогообложением и других связанных с учетом, налогами, проверками у предпринимателей много. В этом случае аудиторская компания решает эти индивидуальные проблемы Клиента, находя решение для каждой ситуации, причем цена этих решений существенно ниже, чем проведение стандартного аудита. И проблему Клиента необходимо решить быстро.
С какими проблемами сталкиваются владельцы бизнеса?
1. Проблемы с бухгалтерией.
Пожалуй, эта самая на сегодняшний день наболевшая проблема директоров. Приведу некоторые проблемы, с которыми сталкиваются директора и их решения:
Проблема директора. Бухгалтер работает, а что она там делает – не понимаю, постоянно разногласия в коллективе из-за негативной позиции главного бухгалтера, жалобы о партнеров и контрагентов.
Решение. Консультация–обучение директора: помощь в организации контроля за работой главного бухгалтера(бухгалтерии), помощь в организации отчетности и взаимодействии директор-бухгалтер. Помощь в составлении должностных инструкций для главного бухгалтера и рядовых бухгалтеров.
Проблема директора. Главбух 20 числа поставила перед фактом о необходимости заплатить крупные суммы налогов. Откуда такие платежи, не понимаю, по моим подсчетам должно быть гораздо меньше. Платить надо срочно, и за что, я не понимаю.
Решение. Помимо консультации-обучения с директором в организации контроля работы главного бухгалтера (бухгалтерии), консультирование по минимизации налогообложения в рамках законодательства с анализом бухбазы либо без анализа бухбазы.
Проблема директора. Главный бухгалтер на испытательном сроке. Надо оценить качество работы, чтобы понимать, продлять ли контракт.
Решение. Выборочная проверка для выявления типичных, основных нарушений характерных для отрасли Клиента, это позволяет составить независимое представление о профессиональном уровне нового главного бухгалтера.
Проблема директора. Главный бухгалтер уволился, решили вырастить из второго бухгалтера главного. Ему нужна помощь и контроль.
Решение. При недостатке опыта у главбуха можно вместе с ним «закрыть месяц» и посчитать налоги, объяснить ошибки и помочь их исправить.
Приведу еще ряд проблем, с которыми сталкиваются директора в части организации работы бухгалтерии:
- главный бухгалтер уволился и оказалось, что бухгалтерский учет не велся, надо восстанавливать учет, а что с этим делать и как заставить главбуха возместить убытки я не знаю;
- меня «бросил» главный бухгалтер – забрала свою трудовую книжку и ушла. Наиболее часто такое происходит накануне сдачи отчетности. И уж целая «миграция» бухгалтеров наблюдается в конце года, когда надо закрывать год и считать налоги;
- уволился главный бухгалтер, а на его место не могу найти другого. Все соискатели убегают, ознакомившись с программой. Не понимаю, что происходит.
2. Я начинаю новый бизнес. Что мне делать?
Основная ценность любого бизнеса – бизнес-идея. Как правило, у будущих бизнесменов небольшой опыт в бизнесе, на директора и финансовой грамотности нигде не учат. Как воплотить свою мечту-идею в жизнь?
Чем в этом случае помогает аудиторская компания начинающему бизнесмену?
Составляет бизнес-план или предварительный финансовый план доходов и расходов. Аудитор имеет четкое представление о структуре построения бизнеса в целом и конкретных видов деятельности в особенности, поэтому вместе с Клиентом планирует начало деятельности с финансовой стороны, расскажет сколько денег надо, чтобы начать.
Аудитор в зависимости от специфики деятельности помогает выбрать систему налогообложения. Согласитесь, платить налоги надо разумно.
Научит какими документами надо оформлять бизнес-процессы в компании и в каком порядке, поможет разработать их форму, научит заполнять бланки ТТН и ТН, делать платежи в банк, расскажет какими документами должны оформляться наемные работники.
Отрабатывает схему работы и документы с точки зрения соответствия законодательству и налоговой нагрузки. Расскажет как правильно и как съэкономить.
Научит как организовать бизнес на экспорт, что надо знать при работе с иностранными партнерами, расскажет об особенностях налогообложения.
3. Помощь бизнесмену-профессионалу.
Есть категория состоявшихся бизнесменов, которые работают уже давно, успешно, и, казалось бы, им то зачем аудитор.
Но именно такие профессионалы наиболее часто обращаются за помощью к аудиторам. Полагаю, они давно уже поняли, что каждый должен заниматься своим делом, и не теряют времени и денег зря.
В чем их потребности?
Нужна оперативная информация для принятия решения с профессиональной оценкой и быстро. Аудитор выступает в роли Консультанта, делает оценку ситуации, определяет зоны риска, прогнозирует налоговую нагрузку.
Оценка качества работы наемного персонала – директора и главного бухгалтера. В этой ситуации проводиться аудит финансово-хозяйственной деятельности за период работы наемного работника, организовывается и документируется передача дел от старого к новому, участвует или проводит инвентаризацию имущества, пересчитывает налоги, проводит аттестацию бухгалтерского персонала.
В малом и среднем бизнесе Клиенты очень требовательные, они должны знать своего «аудитора» лично, доверять ему и иметь возможность так сказать сделать «Звонок другу» в удобное для него время и получить ответ сейчас в сию же минуту.
Такие условия работы заставляют аудиторскую компанию:
- искать к каждому Клиенту индивидуальный подход: выявлять индивидуальные потребности Клиента и оптимальные варианты решения проблемы;
- использовать в работе программу лояльности – постоянные клиенты обслуживаются с большими преференциями;
- представлять услуги в комплексе – вместе с аудитом крупные клиенты получают консультационное обслуживание, посещение семинаров.
На что есть спрос
Особенностью последних лет стало увеличение количества заказов с нестандартными заданиями. Например, разработка для компании порядка внутреннего документооборота, постановка задач для автоматизации программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета, разработка системы оплаты труда, привлечение аудиторов как консультантов при составлении внешнеэкономических контрактов с точки зрения налогообложения и др. Такие задания сугубо индивидуальны и требуют высокого уровня квалификации аудиторов.
В текущем году особым спросом у нашей компании пользуется экспресс-аудит. Экспресс-аудит позволяет за короткий период времени при сравнительно недорогой стоимости провести тестирование системы бухгалтерского и налогового учета предприятия и выявить проблемные участки, установить системность нарушения, оперативно устранить и внести уточнения в налоговую отчетность. Чтобы выполнить такую работу в короткий срок и с большим объемом информации, надо быть аудитором-ассом, иначе не скажешь.
Для бухгалтеров традиционно работает «Горячая линия» — консультации по телефону. Ее особенностью в нашем варианте является то, что главные бухгалтера звонят не узнать о том, какими документами регламентирована та или иная ситуация, а звонят посоветоваться, принять решение, найти точки риска, оценит возможные последствия. В данной ситуации мы не конкуренты информационным базам. Почему? Ни одна база не сгенерирует вам оптимальное решение индивидуальной проблемы.
Это еще не все проблемы, с которыми сталкиваются владельцы бизнеса и не все решения, которые можно предложить. Главное, понять, в чем проблема у Клиента, а способы решения у нас найдутся!