Инвентаризация нематериальных активов (НМА). На что обратить внимание!

  • Запись опубликована:17 октября, 2024

Остановимся на самых значимых моментах.

Возьмем в качестве примера случай из практики: в бухгалтерском учете организации числится компьютерная программа «Х».

При инвентаризации проверяются:

1. Фактическое наличие. Есть ли эти НМА на месте?

Например: программа числится, но в реальности её никто никогда не видел и никто не знает, зачем она нужна.

2. Документы (свидетельства, патенты, иные документы), подтверждающие права пользования НМА.

Например: лицензионная ли программа? Есть ли документы на право пользования этой программой или бухгалтер принес «свою» программу на флэшке и в ней ведет учет?

Рекомендация:

  • периодически проверять документы на земельные участки, так как они зачастую делятся, объединяются, а бухгалтерский учет «не успевает» за этим.
  • включить в график документооборота условие о предоставлении в бухгалтерию информации об изменениях, касающихся земельных участков.

3. Являются ли эти активы НМА и активами в принципе? Выполняются ли условия отнесения активов к НМА?

Обратите внимание

Организациям предоставлено право не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе НМА в 2024–2026 гг.

Для выполнения этой нормы организации необходимо провести независимую оценку организациями, осуществляющими оценочную деятельность. Те, кто воспользовались правом не включать в состав внереализационных доходов стоимость вышеуказанных объектов, не вправе учитывать при налогообложении прибыли амортизационные отчисления по таким объектам (подп.1.9 п.1 ст.173 НК).

Рекомендации:

  • Нужно проанализировать финансовые показатели перед тем как определиться включать ли выявленные излишки в состав внереализационных доходов или нет.
  • В случае если принято решение не включать сумму излишков в состав внереализационных доходов, важно контролировать, чтобы и амортизация не учитывалась при налогообложении.
  • Для того, чтобы не допустить ошибок, целесообразно для сумм амортизации, не учитываемой при налогообложении выделить отдельный субсчет.

Регламентировать порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском и налоговом учете поможет Положение об инвентаризации.

Специалисты ООО “БелАудитАльянс” разработают такое Положение для вашей компании с учетом всех нюансов законодательства и особенностей осуществляемой деятельности.

Заполните анкету и мы рассчитаем стоимость разработки положения

Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]