Slide

ВЕБИНАР
1 марта
10:00-15:00

Дивиденды

Правовое регулирование, учет, налогообложение, ошибки

Slide

ВЕБИНАР
5 АПРЕЛЯ
10:30-13:00

Закрытие квартала:
налог на прибыль-2024

Затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли

Топ 10 типичных ошибок при проведении инвентаризаций

  • Запись опубликована:13 декабря, 2023

Что нужно сделать организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности?

Провести инвентаризацию. Причем без ошибок!

Приведем топ 10 типичных ошибок при проведении инвентаризации и расскажем к каким последствиям они приводят.

Ошибка №1. Инвентаризация не проводится вообще

Или проводится «на бумаге» без сверки фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.

Обоснование

Проведение инвентаризации обязательно в случаях, указанных в ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 №57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»: при реорганизации или ликвидации организации; перед составлением годовой отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества; при возникновении чрезвычайных ситуаций; в иных случаях, предусмотренных законодательством.

К чему может привести? Во-первых, к искажению данных бухгалтерского учета, ведь фактически наличие активов и обязательств не подтверждено фактически, могут иметь место недостачи и излишки. Во-вторых, это может привести к модификации аудиторского мнения. Также инвентаризация, проведенная «на бумаге», может быть признана недействительной контролирующими органами. В-третьих, отсутствие контроля способствует мошенничеству и хищениям со стороны работников организации.

Ошибка №2. Активы при инвентаризации не пересчитываются, их количество определяется «на глаз»

Классический пример – запасы (сырье, готовая продукция), хранящиеся насыпью.

Обоснование

Согласно п.22 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 №180 (далее – Инструкция №180), фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

К чему может привести? К скрытым недостачам и излишкам, ведь фактическое наличие материальных ценностей пересчитано не будет. Как следствие – искажение данных бухгалтерского и налогового учета.

Ошибка №3. Не осуществляется сверка расчетов с контрагентами

Обоснование

Согласно п.63 Инструкции № 180 при сверке расчетов с контрагентами составление актов сверок обязательно.

К чему может привести? Акт сверки, подтверждающий дебиторскую задолженность, это аргумент при судебных разбирательствах по взысканию долгов. Кроме этого, среди контрагентов могут оказаться те, кто уже ликвидирован или реорганизован. Как следствие – искажение данных бухгалтерского учета прошлых периодов по задолженности и по финансовым результатам, занижение внереализационных доходов и недоплата налога на прибыль.

Ошибка №4. Годовая инвентаризация проводится ранее сроков, установленных законодательством

Обоснование

Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчётности указаны в п.7 Инструкции №180.

К чему может привести? Если инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности была проведена ранее установленных сроков, то формально она не может считаться таковой со всеми вытекающими из этого последствиями.

Ошибка №5. Неверно оформлены документы по инвентаризации:

нет подписей материально ответственных лиц, подписей членов комиссий, пояснений материально ответственных лиц, в документах имеются подчистки и (или) потёртости.

Обоснование

Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п.30 Инструкции №180).

Исправлять в описях ошибки нужно только путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами (п.28 Инструкции №180). Исправления в сличительных ведомостях не предусмотрены Инструкцией №180.

К чему может привести? Эти ошибки могут повлечь за собой признание документов по инвентаризации недействительными. Недействительными тогда станут и её результаты.

Ошибка №6. При инвентаризации сверяется только количество активов, на их физическое состояние не обращается никакого внимания

Обоснование

В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально (п.3 Инструкции №180).

По активам, которые на момент инвентаризации оказались непригодными к эксплуатации и неподлежащими восстановлению, а также нематериальным активам, подготовленным к выбытию, составляется отдельная опись с указанием причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.), а сами эти активы в местах хранения размещаются обособленно (п.25 Инструкции №180).

К чему может привести? Когда в учете числятся неликвиды, это приводит к «омертвлению» капитала собственника: средства тратятся на содержание того, что уже не способно давать экономических выгод. Не имея данных о состоянии активов руководство может и не знать о наличии неликвидов.

Ошибка №7. Годовая инвентаризация проводится не полностью

Например, не инвентаризируется забалансовые счета, расходы и доходы будущих периодов, расчеты с бюджетом, ФСЗН, расчеты с отдельными контрагентами, имущество, находящееся вне постоянных мест хранения и т.п.

Обоснование

Согласно п.2 Инструкции №180 к инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы. К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.

К чему может привести? В такой ситуации есть вероятность скрытых недостач, излишков и ошибок в бухгалтерском учете. Это может привести к неверным управленческим решениям и искажению бухгалтерской отчетности со всеми вытекающими последствиями.

Ошибка №8. Материально ответственные лица включаются в состав комиссий по инвентаризации, проверяющих ценности, закрепленные за ними

Обоснование

Согласно п.13 Инструкции №180 материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

К чему может привести? Материально ответственные лица самих себя проверять не должны. В противном случае результаты такой инвентаризации недействительны.

Ошибка №9. Проверка фактического наличия активов проводится в отсутствие материально ответственного лица

Обоснование

Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц (п.20 Инструкции №180).

К чему может привести? Инвентаризация должна проходить в присутствии материально ответственных лиц. И точка! Никаких исключений Инструкция №180 не делает. В случае наличия недостач, излишков или пересортицы материально ответственное лицо может оспорить, в т.ч. в судебном порядке, результаты инвентаризации, т.к. оно не принимало участия в пересчете.

Ошибка №10. Списание недостач в состав расходов без наличия документов об отсутствии виновных лиц или о том, что суд отказал о взыскании недостач с них

Обоснование

Согласно п.73 Инструкции №180 суммы недостач и порчи сверх норм естественной убыли, учтенные по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» списываются в состав расходов, если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, других случаях выявления невозмещенных недостач.

В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи активов, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

К чему может привести? Отсутствие виновного лица или отказ о взыскании с него суммы недостач должны быть подкреплено документально. В противном случае указанные суммы нельзя списывать с бухгалтерского учета, а также включать в состав внереализационных расходов для налогообложения налогом на прибыль.

Систематическая инвентаризация помогает:

  • своевременно выявить недостачи и излишки материальных ценностей;
  • предотвратить хищения и ошибки в расчетах с контрагентами;
  • выявить неликвиды и порчу имущества.

С 01.01.2024 меняются Национальные стандарты по проведению инвентаризации, которые организациям следует внедрить в производственный процесс!

Разработайте Положение по инвентаризации, т.к. плановые и внезапные инвентаризации способствуют укреплению производственной дисциплины среди материально ответственных лиц.

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2023 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]