Налоговое законодательство начинается не в проводках и декларациях, оно начинается с договора, с первоисточника. Участие налогового консультанта в «создании» договора не обязательно, но, как показывает практика, желательно и очень эффективно. Наличие глубоких знаний в части налогового планирования на стадии заключения договора позволяет предвидеть риски и предотвращать потери.
На что следует обратить внимание при составлении договора, чтобы без проблем посчитать налоги и исключить финансовые потери?
Давайте рассмотрим наиболее важные условия на примере договора купли-продажи со стороны покупателя.
Шаг 1. Определяем предмет договора
Предмет договора считается согласованным, если возможно достоверно определить наименование и количество товара. Для налогового учета этого мало. Рекомендуется максимально детально прописать не только наименование товара, но и все его характеристики. В некоторых случаях целесообразно прилагать к договору макеты готового товара.
Пример
Организация приобретает календари для бесплатной передачи в качестве рекламы. Предмет договора – «Календари карманные 100*70». Законодательство говорит нам, что безвозмездная передача объектов, содержащих элементы рекламы (логотип организации, информацию об осуществляемых видах деятельности, о времени работы и т.д.), не признается реализацией. А значит не нужно исчислять НДС и налог на прибыль. Если из договора и первичных учетных документов не будет явно видно, что календари содержали рекламную информацию (логотип, адрес, виды деятельности и т.д.), то при проверке будут предъявлены налоги к уплате.
Шаг 2. Делаем оговорку о состоянии товара
Не забываем указать в договоре, является приобретаемый товар новым или бывшим в употреблении. Особенно важно это делать, если товар будет принят к учету в качестве основного средства. Для бывших в употреблении товаров необходимо также указать срок, в течение которого они были в употреблении.
Это позволит правильно определить срок полезного использования, период начисления амортизации и сумму амортизации, ежемесячно включаемой в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Кроме того, при установлении для бывшего в употреблении основного средства срок полезного использования как для нового мы уменьшаем сумму ежемесячной амортизации и увеличиваем сумму налога на прибыль к уплате. Непозволительная роскошь!
Шаг 3. Определяем, включен ли НДС в цену договора
Обязанность указывать в договоре цену с НДС законодательно не установлена. Однако если организация является плательщиком НДС, то целесообразно же «положить на бумагу» включение НДС в цену товара.
Пример
Между сторонами согласована цена договора в размере 15 000 рублей. При этом покупатель рассчитывал, что 2 500 рублей (15 000*20/120) можно будет принять в качестве вычета по НДС, уменьшив сумму налога к уплате. Однако продавец не являлся плательщиком НДС, забыл или не захотел об этом предупредить, и в накладной покупатель увидел «Без НДС» и сумму НДС – 0 рублей.
Шаг 4. Определяем момент перехода права собственности
В типовом договоре, как правило, условие о переходе права собственности не отражено вообще. А между тем, законодатель говорит нам, что «по умолчанию» право собственности на товар переходит в момент его фактической передачи. Покупателю нужно помнить об этом, когда возникает необходимость вернуть товар. Ведь с точки зрения налогового законодательства в этом случае имеет место реализация: передача товара от нового собственника (бывшего покупателя) к новому покупателю (бывшему продавцу). А значит новым собственником должны быть начислены налоги, выставлен ЭСЧФ покупателю.
Шаг 5. Определяем вид тары и условия ее возврата
Если поставка товара осуществляется в таре – важно предусмотреть в договоре:
- является ли тара возвратной;
- включена ли стоимость тары в цену товара;
- в какой срок тара подлежит возврату (для возвратной тары).
Пример
Условиями договора предусмотрено, что стоимость тары не включена в цену товара, а сама тара подлежит возврату в течение 30 дней со дня отгрузки товара. Если в указанный срок покупатель не возвращает тару, то на 31 у него возникает обязанность по исчислению НДС.
Важно! Если покупатель не возвращает в срок возвратную тару продавцу-резиденту ЕАЭС, то у покупателя также возникает обязанность по уплате НДС. Но при этом необходимо исчислить не «ввозной», а НДС, уплачиваемый при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных ИП и организаций (в соответствии со ст.114 Налогового кодекса Республики Беларусь). При этом обязанность по исчислению НДС возникает на дату оплаты тары.
Шаг 6. Оговариваем порядок документооборота
Налоговый учет, как и бухгалтерский, нуждается в документах. Без комплекта правильно оформленных документов покупатель рискует неправильно принять к учету приобретаемый товар или не сможет вообще учесть расходы при определении прибыли, поскольку не будет документального их подтверждения.
Поэтому важно включить в договор условие о том, каким образом и в какие сроки продавец передаст покупателю все необходимые документы (акты выполненных работ, инвойсы, эксплуатационную документацию.
Шаг 7. Устанавливаем финансовую ответственность продавца
Даже тщательно подойдя к составлению договора, покупатель рискует понести дополнительные налоговые расходы. Ведь несмотря на письменные договоренности, условия договора могут быть нарушены продавцом. И в этом случае единственный способ покупателя обезопасить себя – установить финансовую ответственность продавца за невыполнение им своих обязательств.
Если покупатель является плательщиком НДС – он заинтересован в своевременном получении ЭСЧФ. Ведь это легальный способ уменьшить сумму НДС к уплате, применив предъявленные вычеты. Для снижения налоговых рисков целесообразно предусмотреть в договоре штрафные санкции в размере суммы «потерянного» из-за невыставления ЭСЧФ вычета.
Шаг 8. Определяем реквизиты сторон
При заключении договора с нерезидентом целесообразно указывать в реквизитах не только юридический адрес продавца, но и адрес его регистрации. Порой юридический адрес и адрес регистрации могут не совпадать. И не всегда покупатель в силах отследить это. А между тем, перечисление оплаты нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне влечет уплату покупателем оффшорного сбора.
Как видите, не очевидные вопросы и шаблонный договор – прямой путь к финансовым потерям
Привлечение налогового консультанта на стадии планирования сделки и заключения договора – решение многих проблем в части бухучета, налогообложения!
В штате компании «БелАудитАльянс» — 3 аттестованных налоговых консультанта.
Мы можем Вам помочь:
- Проанализировать договора
- Выявить риски, проблемы
- Найти оптимальное решение для сторон