На дворе уже октябрь, а это значит, что не за горами одно из важнейших событий финансового года – проведение обязательно годовой инвентаризации.
В теории — каждый руководитель и собственник должен быть заинтересован в получении конкретных сведений о фактическом наличии активов, за которые он несет материальную ответственность.
На практике – многие компании инвентаризацию «рисуют» либо относятся формально к такому процессу.
Как результат – материальная ответственность, субсидиарная ответственность, корпоративные споры, суды и т.п.
Вот некоторые рекомендации, которые позволят вам успешно провести инвентаризацию!
Совет 1
Правильно формируем инвентаризационные комиссии. В состав инвентаризационных комиссий должны входить компетентные специалисты, которые будут не только объективно и беспристрастно проводить инвентаризацию, но и смогут определить технические параметры активов. Последнее позволит принять решение о списании неликвидов или сокращении сроков эксплуатации объектов при необходимости.
Совет 2
Определяем сроки проведения инвентаризации и даты оформления итоговых документов рационально, с учетом необходимого рабочего времени на качественное проведение процесса. При недостаточности сроков больше шансов, что к процессу будут подходить формально.
Совет 3
Руководителю следует обеспечить комиссии по инвентаризации необходимыми техническими средствами измерений. Не всегда активы меряются штуками, зачастую они в м. куб., т., и даже бывают в км. Поэтому без средств измерений при инвентаризации точно не обойтись.
Совет 4
О грядущей инвентаризации следует заранее предупредить работников организации: и тех, кто будет считать, и тех, у кого будут считать. Комиссиям нужно подготовиться, определить «фронт работ». И МОЛы смогут привести свои дела в порядок. Цель инвентаризации не наказать за излишки и недостачи, а предотвратить их, а при наличии – привести в соответствии.
Совет 5
Всем контрагентам организации необходимо в обязательном порядке направлять акты сверок. Закон суров, но это закон: в соответствии с п.63 Инструкции №180 акты сверок должны быть в обязательном порядке. Как показывает практика, сверка с контрагентами по обязательствам- один из самых эффективных способов выявления ошибок.
Совет 6
Доходы и расходы будущих периодов, «входной» НДС, денежные средства, расчеты по кредитам и займам, расчеты с учредителями – как вы думаете, что объединяет эти активы и обязательства? Правильно: необходимость их обязательной инвентаризации. Поэтому при проведении годовой инвентаризации не забываем их сличить.
Любые вопросы по инвентаризации решаются легко, когда предъявляемые организацией правила понятны и зафиксированы на бумаге.