Бухгалтерский учет ведут не роботы, а люди. А людям свойственно ошибаться, причем от ошибок не застрахован никто. Да и ошибка ошибке рознь.
К чему приводят ошибки прошлых лет?
Как их исправить?
Кому предъявлять претензии?
Пять самых важных моментов.
Момент 1. Что такое ошибки и чем они могут быть вызваны?
Что такое ошибки, написано в п.2 Стандарта №80: это неправильное отражение (неотражение) хозяйственной операции в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности. И возникают они по следующим причинам:
- неправильное применение законодательства Республики Беларусь;
- неправильное применение учетной политики;
- неточности в вычислениях при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности;
- неправильная учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов;
- неиспользование или неправильное использование при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности имеющейся информации о совершенной хозяйственной операции;
- отсутствие первичных учетных документов.
Как видим, причин немного, но все они приводят к ошибкам.
Момент 2. Ошибки прошлых лет подлежат исправлению.
Ситуация
Организация в 2023 году обнаружила ошибку, связанную с занижением выручки на 20 000 руб. за 2020 – 2021 год. Может, ошибку никто не увидит?
Может, никто и не увидит. Но если при проверке ошибка будет обнаружена, то за организацию её может «исправить» контролирующий орган путем доначисления налогов и применения штрафов и пеней. Ошибки может увидеть и аудит и в случае её существенности модифицировать заключение: выразить мнение с оговоркой, отрицательное мнение, либо вообще отказаться от его выражения.
А это всё очень серьёзно: «плохое» аудиторское заключение способно отпугнуть инвесторов, вызвать негативную реакцию собственников бизнеса, насторожить кредиторов и государственные органы.
К тому же, Национальный стандарт №80 гласит, что выявленные ошибки подлежат исправлению. Поэтому найденные ошибки надо исправлять.
Момент 3. Как быть с ошибками прошлых лет, допущенными предыдущими бухгалтерами или руководством?
Ситуация
Новый бухгалтер нашел ошибки за прошлый год, когда он ещё не работал. Они связаны с неверным включением материалов с состав себестоимости продукции и с неверным расчетом заработной платы. Как быть?
Национальный стандарт №80 не умолим: выявленные ошибки подлежат исправлению.
Кто несет ответственность за ошибки?
Конечно, ответственность в данной ситуации на том лице, которое ошибки допустило, ведь они возникли по его вине. Особое внимание – это ошибки прошлых лет, связанные с излишним начислением и выплатой заработной платы, не связанные со счетными ошибками. Они опасны тем, что взыскать эти суммы можно только с виновного лица, а не с работника.
Но есть одно «но»! За исправления ошибок прошлых лет, отраженные в бухгалтерском учете, ответственность несет уже действующий бухгалтер, т.к. исправление ошибок – это хозяйственная операция текущего периода. Если исправления будут неверными или неполными, то это уже зона ответственности действующего бухгалтера.
А все ли ошибки нужно исправлять?
Формально нужно исправлять все ошибки прошлых лет вне зависимости от сумм. Но согласитесь, если есть одна ошибка и она равна 10 копейкам, стоит ли тратить время на её исправление? Ведь её наличие не обрушит экономику и финансы организации. И совсем другое дело, если 10 копеек – это ошибка в одной отгрузке, а таких отгрузок 100 000 штук!
Поэтому рекомендуем руководствоваться здравым смыслом и профессиональным суждением, значительные ошибки – исправляем, а незначительные – в зависимости от трудозатрат на исправление. Но нужно помнить нехитрое правило: любая ошибка влияет на прибыль собственника.
Момент 4. Как исправить ошибки прошлых лет?
Найдены ошибки. Что дальше? Применяем следующий алгоритм:
- Рассчитываем сумму ошибок и определяем, какие счета бухгалтерского учета они затрагивают
- Разбираемся: влияют ли ошибки на капитал или нет. Например, не приняли к учету в прошлом году основное средство. Сам ввод в эксплуатацию на капитал не влияет, а вот амортизация, которую следовало бы начислить, или переоценка, если её нужно было проводить, уже влияние оказывают
- Составляем первичный учетный документ. Согласно Национального стандарта №80 — это бухгалтерская справка. Она должна содержать все реквизиты первичного учетного документа
- Отражаем исправление ошибок записями в бухгалтерском учете
- Проверяем, влияют ли эти ошибки на начисление налогов за прошлые периоды. Если влияют, рассчитываем суммы к доначислению или к уменьшению налогов, отражаем эти операции в бухгалтерском учете, подаем уточненные налоговые декларации
- И последнее. Не забываем, что все ошибки меняют входящее сальдо бухгалтерской отчетности, причем, как годовой, так и промежуточной. Правильно заполняем все формы годовой бухгалтерской отчетности и раскрываем ошибки в примечаниях к отчетности.
Когда нужно исправлять ошибки прошлых лет?
Исправлять нужно в том периоде, когда они обнаружены. Но если они обнаружены до утверждения годовой бухгалтерской отчетности за прошлый год, то исправления нужно проводить 31 декабря прошлого года.
Пример
Организация исправила ошибки за 2022 год и отразила исправления в бухгалтерском учете 01.01.2023. Так делать нельзя, ведь отчетность за 2022 год вряд ли была утверждена 01.01.2023.
Момент 5. В результате ошибок прошлых лет доначислены штрафы и пени налоговых органов и ФСЗН. Извечный вопрос: кто виноват?
В общем и целом, виноват руководитель – не досмотрел. Но согласно ст.8 Закона о бухгалтерском учете руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер организации, и ведение бухгалтерского учета – это его обязанность. Поэтому можно говорить о том, что главный бухгалтер причинил своими действиями вред, размер которого — недоплата денежных средств – определяется как разница между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными (п.4 Положения о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 №1001). А любой работник может быть привлечен к материальной ответственности за причинение нанимателю ущерба при исполнении своих трудовых обязанностей (ст.400 Трудового кодекса).
И не забываем: ошибки — прошлого года, а штрафы и пени – это расходы текущего периода (при условии, что их не относим на виновное лицо)!
А если бухгалтерский учет вела аутсорсинговая компания?
Аутсорсинг – это тот же главный бухгалтер, только в «ином виде»: ИП или юридического лица. Если есть вина компании, пусть возмещает все эти расходы добровольно или в судебном порядке.
Был аудит за прошлый период. Почему аудиторы не сообщили об ошибках?
Такое иногда случается, т.к. аудит применяет выборочный способ. К тому же на отёчность выявленные ошибки могут не оказывать существенного влияния. Но в любом случае вы защищены: если ошибка повлекла для клиента негативные последствия, ответственность аудиторской кампании застрахована.
Момент 6. Организация в мае 2023 распределила прибыль прошлых лет между своими участниками. В июне обнаружились ошибки за эти годы. Нужно ли теперь корректировать выплаты учредителям?
Такой нормы законодательство не содержит. На момент распределения прибыли об ошибках ничего не было известно и прибыль была распределена правильно. Считаем, что перераспределять её по-новому оснований нет.
Момент 7. Как избежать ошибок прошлых лет?
100% гарантированного способа нет. Но есть вариант минимизации ошибок. Другими словами, это когда за вполне небольшую плату ошибки в вашем бухгалтерском учете будут искать профессионалы этого дела – аудиторы.
Лучше, пусть они найдут побольше: ошибки в ходе аудита можно исправить, а вот в ходе проверки контролирующими органами уже нет.
Момент 8. Что нужно для проведения аудита?
Заполните анкету. Мы рассчитаем для вас стоимость аудиторской проверки и предложим лучшее в время в графике проверок в пиковый сезон 2023/2024.