Не каждый день субъекты хозяйствования сталкиваются с изъятием документов. Рассмотрим, что необходимо знать руководителю и сотрудникам организации при изъятии документов.
Общие нормы
Проверяющие органы вправе изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности.
Изыматься документы могут на срок:
- не превышающий срок проведения проверки (в некоторых случаях могут требовать представления выписок из документов или копий).
Исключение: случаи передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) (абз. 11 п. 4 Положения к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
Право на изъятие документов
Право на изъятие документов согласно действующего законодательства представляется:
- сотрудникам органов внутренних дел;
- работникам органов финансовых расследований;
- сотрудникам органов государственной безопасности;
- работникам органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов;
- должностным лицам налоговых органов и др.
Порядок изъятия документов
Изъятие документов осуществляется:
- на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку;
- в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее двух понятых.
Важно:
- Постановление об изъятии документов должно быть подписано проверяющим, где указано, что изымаются подлинники или копии документов и должно быть утверждено руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем).
- При изъятии оригиналов документов, иных носителей информации проверяемый субъект изготавливает их копии за свой счет. При отказе юрлица, ИП от использования возможности изготовления копий документов в протоколе об этом делается соответствующая запись (прим. – копии документов организации могут понадобится, как в ходе своей хозяйственной деятельности, так и в ходе последующей иной проверки).
- Передать необходимо для изъятия оригиналы только тех документов (иных носителей информации), которые имеют отношение к выявленным нарушениям.
Документальное оформление изъятия документов
Изъятые документы, иные носители информации перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием:
- наименования документов, иных носителей информации;
- количества изъятых документов, иных носителей информации.
При изъятии большого объема документов составляется отдельная опись изъятых документов, прилагаемая к протоколу. В описи дается характеристика изъятых документов (наименование, дата составления, номер и количество листов документа), содержится указание на то, что изъят оригинал документа или его копия.
Копия акта изъятия документов, иных носителей информации вручается под роспись (высылается) проверяемому субъекту, у которого эти документы, иные носители информации были изъяты, или его представителю.
Изъятие оригиналов документов
Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится в определенных случаях:
- невозможно снять копии (представить выписки из них);
- в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них);
- при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;
- проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности;
- если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов, иные носители информации будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время, когда эти ценности остались без движения или отсутствуют).
Типичные ошибки при изъятии документов налоговыми органами
- не реагирование налогоплательщика на запрос о предоставлении документов, в том числе по причине необходимости их в производственной деятельности;
- представление документов без наличия у проверяющих необходимых полномочий;
- отсутствие представителей (руководителя организации либо иных лиц по доверенности) налогоплательщика при изъятии документов;
Справочно: изъятие документов все равно произойдет при понятых, однако целесообразно, чтобы при изъятии документов находились сотрудники организации, что
- исключит ситуации изъятия документов, чтобы не допустить изъятия документов, не имеющих отношения к предмету проверки;
- позволит сделать копии всех изъятых документов.
- отказ от подписания акта изъятия (прим. – в случае отказа представителя от подписания акта на нем делается соответствующая запись);
- при наличии замечаний при изъятии документов не делаются соответствующие записи на акте изъятия.