Типичные ошибки по учётной политике, выявленные в ходе аудита. Часть 3

  • Запись опубликована:11 января, 2022

В новой редакции НК 2022 г. с 1 января 2022 года (ст.22 НК 2022) сохранено требование законодателя в определении обязанности плательщика:

  • не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет, кроме годовой индивидуальной отчетности, положение об учетной политике на текущий налоговый период. (п.1.4.2 ст.22 Общая часть).

Такая обязанность распространяется на все организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Организации, обязаны представлять отчетность по установленным форматам в виде электронного документа.

Если у Вас возникают трудности с разработкой своей учетной политики, мы с радостью Вам поможем!

Более подробную информацию читайте по ссылке ниже

А сегодня мы подготовили для Вас очередную порцию ошибок по учетной политике. Приятного чтения!

Ошибка №1

Формальный подход к наличию документов

Ситуация

Отдельным приложением к учетной политике разработан и утвержден график документооборота. Практически во всех приведенных случаях по движению первичных учетных документов, а именно созданием и обработкой занимается бухгалтерия.

То есть, фактически первичный документооборот создается не лицами, участвующими в хозяйственной операции, а по факту оформляется бухгалтерией. Например, акт на списание ТМЦ, акт на списание инструментов и инвентаря и др.

Требования нормативных актов

В соответствии с Законом № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»:

1. Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом

2. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

  • наименование документа, дату его составления;
  • наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи;
  • первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

3. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения

4. Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы

Вывод

Таким образом, составлением первичных документов занимаются участвующие в хозяйственной операции лица. В графике документооборота следует указывать именно лиц, участвующих в хозяйственной операции.  Кроме того, такие лица должны быть под роспись ознакомлены с Графиком документооборота.

Ошибка №2

План счетов

Ситуация

Для организации бухгалтерского учета организация применяет счета 10.19, 10.20, 10.21, что не предусмотрено учетной политикой (планом счетов).

Требования законодательства

Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.

Согласно п.4 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика включает в себя:

  • Применяемые организацией виды учетной оценки
  • План счетов бухгалтерского учета организации
  • Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов
  • Применяемую организацией форму бухгалтерского учета
  • Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
  • Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета

Вывод

Организация должна руководствоваться утвержденным планом счетов. Использование счетов (субсчетов) не предусмотренных в документе не допускается. В случае необходимости можно рассмотреть вопрос внесения изменений и дополнений в учетную политику в соответствии с требованиями законодательства.

Ошибка №3

Книга покупок

Ситуация

В предоставленной аудиту учетной политике определено, что Книга покупок на предприятии не ведется. Однако, в тоже время проверке представлена книга покупок, которая ведется организацией помесячно.

Требования законодательства

Понятие учетной политика дано в Законе Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Под учетной политикой понимают совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Выполнение требований учетной политики организацией обязательно.

Вывод

В рассмотренной ситуации организацией излишне составляется книга покупок. Таким образом, у организации имеется несоответствие способа ведения бухгалтерского учета и порядка, описанного в учетной политике организации, что свидетельствует о формальной разработке учетной политики.

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]