Ошибка № 1
План счетов бухгалтерского учета
В Учетной политике организации сказано, что рабочий план счетов разработан на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 г. № 50 и включающий применение в организации счета (субсчета), необходимые для ведения синтетического и аналитического учета».
Однако, к Учетной политике рабочий план счетов не приложен.
Требования законодательства:
Согласно п. 4 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика организации включает:
- применяемые организацией виды учетной оценки;
- план счетов бухгалтерского учета организации;
- разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
- применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:
- обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц;
- непрерывности деятельности организации;
- последовательности применения учетной политики;
- временной определенности фактов хозяйственной деятельности».
Таким образом, в рассмотренной ситуации организацией не выполнены требования действующего законодательства. Организации следует разработать, утвердить и приложить к Учетной политике План счетов бухгалтерского учета организации с учетом счетов, используемых организацией.
Ошибка № 2
Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу
В учетной политике организации не отражены выбранные аудируемым лицом варианты:
- признания момента фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с п. 4 ст. 120 НК;
- порядок участия налоговых вычетов прошлого налогового периода в распределении методом удельного веса;
- определения даты, на которую отражаются внереализационные доходы по суммам неустоек (штрафов, пеней), иных мер ответственности за нарушение обязательств.
Требования законодательства:
Учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Организация самостоятельно разрабатывает свою учетную политику, основываясь на принципах бухгалтерского учета (абз. 22 ст. 1, ст. 3 Закона N 57-З).
Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС по п. 4 статьи 120 НК, может признаваться день отражения указанных сумм в бухгалтерском учете, либо день их получения.
Выбранный плательщиком (за исключением банков) порядок определения момента фактической реализации отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит. (п. 28.2 п. 28 статьи 121 НК).
Датой, на которую отражаются внереализационные доходы по суммам неустоек (штрафов, пеней), иных мер ответственности за нарушение обязательств, может являться:
- дата их признания в бухгалтерском учете;
- дата их получения.
Такие доходы отражаются на дату, определенную плательщиком в соответствии с его учетной политикой, но не позднее даты их получения. (Подп. 3.5 п. 3 статьи 174 НК).
Ошибка № 3
Договор комиссии
Организация, согласно заключенным договорам комиссии, производит отгрузку товара. Днем отгрузки по договорам комиссии для целей исчисления НДС и налога на прибыль организация выбрала дату отгрузки товаров комиссионером покупателю. Однако, данный выбор не закреплен учетной политикой организации.
Требование законодательства:
Для целей определения дня отгрузки по договорам комиссии, поручения для целей исчисления НДС законодательством установлено следующее.
Днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается по выбору плательщика одна из следующих дат (п. 12 ст. 121 НК):
- дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу;
- дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику с учетом положений п. 2 ст. 121 НК.
Выбранный плательщиком порядок определения дня отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (п. 12 ст. 121 НК).
В отношении определения даты отгрузки по договорам комиссии, поручения для целей исчисления налога на прибыль законодательством установлено следующее.
Датой отражения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комитентом (доверителем) при их реализации по соответствующим договорам признается по выбору плательщика одна из следующих дат (п. 10 ст. 168 НК):
- дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу;
- дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику.
Таким образом, организации для правомерного применения выбранной даты отгрузки для целей исчисления НДС и налога на прибыль следует оговорить в учетной политике, так как отсутствие выбранного метода в учетной политике может послужить основанием для контролирующих органов для доначисления НДС и налога на прибыль.
Ошибка № 4
Ссылки на недействующие нормативные документы
Организацией представлена аудиту учетная политика, утвержденная приказом от 2018 г., содержащая нормы Налогового кодекса, не осовремененные на текущую дату, например:
«Определение дня отгрузки товаров по договорам комиссии, поручения для исчисления НДС в соответствии с п.1 ст. 100 НК».
«Определение момента фактической реализации в отношении сумм увеличивающих налоговую базу по НДС в соответствии с п. 18 ст. 98».
Также учётная политика содержит ссылку на Постановление № 111, которое прекратило свое действие 31.12.2016.
Требования законодательства:
В 2018 — 2021 гг. было принято немало нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, которыми внесены изменения в порядок учета курсовых разниц, начисления амортизации, применения первичных учетных документов, определения дат отражения хозяйственных операций, учета цифровых знаков (токенов), учета лизинговых операций и финансовых инструментов, влияющих на формирование учетной политики организаций, принят НК в новой редакции и т.д.
Учетная политика – документ, которым организация должна руководствоваться при ведении бухгалтерского учета. Руководство не действующими нормативными актами при ведении бухгалтерского учета не допускается.
Таким образом, организации рекомендуется ежегодно пересматривать положения действующей учетной политики на предмет ее актуальности действующему законодательству и, в случае необходимости, вносить изменения.