Ситуации из жизни
Пример 1:
В организации уволился главный бухгалтер. Вновь принятый на его место главный бухгалтер продолжал подписывать данным ЭЦП ЭСЧФ, декларации и т.д. Сумма превышения налоговых вычетов по НДС, как правило, направлялось организацией в счет уплаты других налогов
По результатам камерального контроля организация не смогла принять к вычету НДС в данном отчетном периоде, т.к. ЭСЧФ подписан неуполномоченным лицом. Уплату других налогов пришлось платить «живыми» деньгами.
Пример 2:
Работник ответственный за подписание ЭСЧФ оставил ЭЦП дома или потерял.
Пример 3:
Срок действия ЭЦП истек 18 июля 2021 г. (главный бухгалтер находилась месяц на больничном). 20 июля 2021 г — срок сдачи деклараций.
Не действующим ЭЦП подписать и отправлять декларации нельзя. За не сдачу деклараций в срок предусмотрена административная ответственность.
Пример 4:
Работник организации передал ЭЦП иному лицу. В результате сведения о размерах выручки, налогов и т.п. стали известны иным лицам.
Бухгалтерское сообщество в 2021 году пережило некоторый шок, когда налоговики в рамках камерального контроля выставляли к доплате НДС, не принимая к вычету уплаченный НДС по ЭСЧФ, подписанными вновь принятым главным бухгалтером, без надлежащего переоформления ЭЦП, после увольнения предыдущего ответственного лица.
Как следствие, НДС пришлось доплачивать «живыми» деньгами, а вычеты переподписывать и принимать к вычету в текущем налоговом периоде и в пределах исчисленного НДС по реализации.
А как быть с ЭЦП, если главный бухгалтер болеет?
Или ушла в отпуск?
Правильный ответ – регламентировать работы компании по пользованию ЭЦП.
ЭЦП регламентируется Законом Республики Беларусь от 28.12. 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
Электронная цифровая подпись может представлять собой:
- флешку, которую нужно вставить в компьютер при отправке отчетов для подтверждения их подлинности;
- специальную сим-карту, на которую загружено дополнительное приложение, содержащее личный электронный ключ – такой вид ЭЦП создан для пользователей мобильных устройств;
- облачную цифровую подпись, которая хранится в облачном хранилище сертификатов на сервере удостоверяющего центра. Такая ЭЦП не имеет физического носителя и считается наиболее безопасной.
Электронную цифровую подпись имеет право получить:
- должностное лицо в компании, которое будет использовать ее для выполнения своих должностных обязанностей, например, директор, главный бухгалтер, начальник отдела и т.д.;
- ИП при ведении предпринимательской деятельности
На практике самое большее, что имеет большинство организаций при работе с ЭЦП — это приказ о назначении уполномоченных в организации лиц на подписание документов ЭЦП.
Как следствие, данный вопрос никто в компании не контролирует — до момента, когда придется доплачивать налоги в бюджет.
С помощью положения по ЭЦП можно решить следующие задачи:
1. Определить лица, ответственных за подписание документов ЭЦП, и порядок действий при их увольнении
2. Определить порядок хранения ЭЦП и действия ответственных лиц при утере (порче) ЭЦП
3. Использование ЭЦП, если лицо, уполномоченное на подписание им, отсутствует по уважительным причинам (отпуск, больничный, командировка и т.д.)
4. Регламентировать порядок продления сроков действия ЭЦП, в т.ч. (назначение ответственного лица за контролем срока действия ЭЦП)
5. Минимизировать утечку информации, в том числе получение сведений по ЭЦП посторонними лицами и т.д.
Таким образом, одного приказа о назначении уполномоченных в организации лиц на подписание документов ЭЦП недостаточно.
Самое верное решение данных проблем организации –
это разработка положения или регламента по изготовлению, хранению и использовании ЭЦП в организации.
ООО «БелАудитАльянс» с радостью разработает для Вас локальный правовой акт, который позволит исключить ряд проблемных ситуаций, в том числе ведущих к штрафным санкциям.
Предлагаем Вам заполнить анкету и узнать точную стоимость разработки Положения по ЭЦП для Вас!