1. Постановления Совмина от 11.10.2021 №572 «О переносе рабочих дней в 2022 году» и постановления Минтруда и соцзащиты от 20.10.2021 №70 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2022 год»
Нерабочими праздничными днями в 2022 году являются:
- 1 и 2 января — Новогодние каникулы;
- 7 января — Рождество Христово (православное Рождество);
- 8 марта — День женщин;
- 1 мая — Праздник Труда;
- 3 мая — Радуница (по календарю православной конфессии);
- 9 мая — День Победы;
- 3 июля — День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
- 7 ноября — День Октябрьской революции;
- 25 декабря — Рождество Христово (католическое Рождество).
На настоящий момент данные по переносу выходных дней учтены в календаре согласно проекту Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 октября 2021 года № 572:
- 7 марта (понедельник) переносится на 12 марта (суббота). При этом днями отдыха будут 5 (суббота), 6 (воскресенье), 7 (понедельник) и 8 (вторник) марта 2022 года – 4 дня;
- 2 мая (понедельник) переносится на 14 мая (суббота). При этом днями отдыха будут 30 апреля (суббота), 1 (воскресенье), 2 (понедельник) и 3 (вторник) мая 2022 года – 4 дня.
Организации могут учитывать специфику своей работы и переносить рабочие дни в другом порядке.
2. Планирование трудовых отпусков на будущий год.
На сайте Минтруда и соцзащиты даны рекомендации по планированию социальных отпусков.
График отпусков:
- составляется не позднее 5 января (иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом);
- устанавливает очередность предоставления трудовых отпусков для всех работников организации;
- составляется на календарный год в организациях любой формы собственности в обязательном порядке;
- утверждается нанимателем и, если того требует коллективный договор, согласовывается с профсоюзом;
- обязательно доводится до сведения всех работников.
При составлении графика трудовых отпусков нанимателю необходимо учесть:
- мнение работника о времени его ухода в отпуск;
- обязанность запланировать отпуск отдельным категориям работников по их желанию в летнее или другое удобное время либо в определенный период;
- необходимость предоставления трудового отпуска ежегодно в течение рабочего года.
Справочно: Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка предоставления работникам отпусков влечет наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин (часть 6 статьи 10.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Подробнее можно ознакомится на сайте Минтруда и соцзащиты по ссылке: www.mintrud.gov.by
ООО «БелАудитАльянс» в журнале «Финансы, учет, аудит № 12 за 2020 год» про составление графика отпусков:
«… Методика составления графика отпусков:
- Приказ о составлении графика отпусков с указанием ответственных лиц, порядка составления и сроков предоставления графика отпусков;
- Предоставление в каждое структурное подразделение сведений о количестве дней по отпускам работников;
- Уведомление работников о составление графика отпусков и сбор пожеланий работников.
На практике удобнее составлять график отпусков вначале по подразделениям (например, бухгалтерия, отдел маркетинга и т.п.). При этом назначить в каждом подразделении ответственного за составление графика отпусков. Такой подход оправдан поскольку руководитель каждого подразделения знает периоды загруженности работой своего подразделения, что в дальнейшем исключит ситуации «аврала» на рабочих местах. В обязательном порядке учитываются пожелания работников, которые имеют право на предоставление отпусков согласно ст. 186 ТК…».
3. Списки должников ФСЗН
На сайте ФСЗН опубликованы списки должников имеющих наибольшие суммы (свыше 100,00 рублей) просроченной задолженности по платежам в ФСЗН. Данная информация размещена в разделе «Должники» закладки «Сбор и уплата страховых взносов».
Подробнее со списками должников можно ознакомится на сайте ФСЗН по ссылке: www.ssf.gov.by
4. Закон «О защите персональных данных» от 07.05.2021 № 99-З
15 ноября вступил в силу Закон «О защите персональных данных».
К понятию «персональные данные» можно отнести любые данные, если с их помощью можно идентифицировать физическое лицо, так как законодательством не установлен перечень «иных данных».
Выше названным законом вводятся понятия «оператор» и «уполномоченное лицо».
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением заранее заявленных конкретных целей. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. При появлении новых целей необходимо получать новое согласие.
Согласие на обработку персональных данных может быть дано как в письменной форме, так и с помощью CMC-сообщения с кодом, электронной почты, а также проставления отметки (галочки) на сайте (справочно – ранее только в письменной форме). Обязанность доказывания того, что пользователь дал свое согласие, возлагается на оператора.
Законом не определено, что должно содержаться в согласии физлица на обработку данных.
В некоторых случаях согласие на обработку данных не требуется:
- для оформления трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности (важное уточнение: несмотря на то, что сбор персональных данных в рамках трудовых правоотношений может осуществляться без согласия работника, дальнейшее их распространение без соответствующего согласия прямо запрещено Законом);
- при реализации норм законодательства в области национальной безопасности, борьбы с коррупцией и пр.;
- в отношении общедоступных персональных данных (данное право оператора будет действовать до первого требования идентифицируемого лица), то есть в отношении ранее распространенных персональных данных и др.
Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, влекут штраф до 50 БВ (ч.1 ст.23.7 КоАП).
Деяния, предусмотренные ч.1 ст.23.7 КоАП, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, влекут штраф от 4 до 100 БВ (ч.2 ст.23.7 КоАП).
Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц влечет штраф до 200 БВ (ч.3 ст.23.7 КоАП).
Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц влечет штраф от 2 до 10 БВ, на ИП — от 10 до 25 БВ, а на юрлицо — от 20 до 50 БВ (ч.4 ст.23.7 КоАП).
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2021 № 618 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
Данным документом обновлены формы книги учета проверок, журнала производства работ, уведомления о проведении проверки с 30.11. 2021 г.
Используемые до 30.11.2021 г. книги учета проверок, журналы производства работ, формы которых утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383, применяются до полного заполнения всех страниц книги учета проверок, а журналы производства работ – до приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта.
6. Закон Республики Беларусь № 98-З «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы»
15 ноября 2021 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь № 98-З «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы», принятый в мае текущего года.
Одна из ключевых новаций Закона – отмена социального норматива «минимальный потребительский бюджет» (МПБ).
С 15 ноября в республике действует один социальный норматив – бюджет прожиточного минимума (БПМ).
В целях сохранения существующего порядка оказания гражданам государственной поддержки проведена корректировка законодательства (приняты Указ Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. № 424 и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 2021 г. № 637), в соответствии с которой критерии, установленные от величины МПБ, определены соразмерно от БПМ с учетом имеющихся социально-демографических групп.
Критерий для определения права трудоспособных граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и членов их семей на предоставление льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек.
Критерий устанавливается на уровне 3-кратного среднемесячного БПМ для трудоспособного населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения этих граждан в списки на получение льготных кредитов, вместо 2-кратного среднемесячного среднедушевого МПБ семьи из 4 человек.
Размер заработной платы работникам аппарата управления юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов, при принятии банками решения о приостановлении выдачи средств на выплату заработной платы.
Размер ограничивается 2-кратным БПМ для трудоспособного населения вместо МПБ на одного работающего.
Критерий для отнесения граждан к категории малообеспеченных, имеющих право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.
Критерий изменяется на 5-кратный среднемесячный БПМ в среднем на душу населения вместо 3-кратного среднемесячного среднедушевого МПБ семьи из четырех человек.
Критерий стоимости транспортных средств, подлежащих включению в состав имущества гражданина и членов его семьи для определения права:
- на предоставление жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;
- на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.
Критерий изменен на 56-кратный БПМ в среднем на душу населения вместо 35-кратного МПБ семьи из четырех человек.
Критерий исчисления дохода для определения размера базовой доли одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию)или приобретение жилья
Критерий корректируется на БПМ в среднем на душу населения вместо среднемесячного среднедушевого МПБ семьи из четырех человек (соразмерно их абсолютным величинам).
Подробнее можно ознакомится на сайте Минтруда и соцзащиты: www.mintrud.gov.by