Ошибки при проведении инвентаризации. Часть 2

  • Запись опубликована:26 октября, 2021

Ситуация

Руководитель организации принял решение  по итогам инвентаризации не удерживать сумму недостачи с работника, а покрыть сумму недостач за счет средств организации. Организация не начислила отчисление в ФСЗН. Верно ли поступила бухгалтерия ?

Ответ: Организация поступила неверно.

Обоснование:

Объектом для начисления взносов в бюджет фонда для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в бюджет фонда (Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).

В Перечне выплат данной выплаты («прощение» долга по инвентаризации) не содержится. Соответственно, отчисления в ФСЗН бухгалтерии следует производить.


Ситуация

  1. Организация в состав членов комиссии при проведении инвентаризации драгметаллов не включила главного бухгалтера, мотивируя ее занятостью в период проведения инвентаризации
  2. При болезни главного бухгалтера при инвентаризации драгметаллов она как член комиссии была заменена экономистом.

Верно ли поступили в организации в рассматриваемых примерах ?

Ответ :  В двух примерах допущена ошибка.

Обоснование:

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации или его заместителя создается комиссия из числа работников организации при обязательном участии главного бухгалтера либо лица, исполняющего его обязанности. Этим же приказом устанавливается порядок, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности (п. 95  Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34).

П. 12 Инструкции о проведении инвентаризации установлено, что центральные инвентаризационные комиссии (в крупных организациях) создаются в составе главного бухгалтера или его заместителя (руководителя специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет).

Вывод: при инвентаризации драгоценных металлов обязательно участие главного бухгалтера, а при его отсутствии – лицо, его заменяющее согласно приказа.

Справочно:  В случаях отсутствия одного из членов комиссии результаты инвентаризации признаются недействительными. Как вариант решения проблемы – перенос срока проведения инвентаризации или замена главного бухгалтера лицом официально исполняющим его обязанности на время болезни или иного отсутствия главного бухгалтера.


Ситуация

В инвентаризационных описях отсутствует подпись материально-ответственного лица. По устным объяснением председателя и членов комиссии материально ответственное лицо отказалось подписывать инвентаризационные описи, хотя при проведении инвентаризации участвовало.

Ответ: Описи материально-ответственным лицом должны быть подписаны, отказ от подписи материально-ответственного лица следует оформить документально.

Обоснование: Подпись материально-ответственного лица в описях должна присутствовать, т.к. это предусмотрено Инструкцией о проведении инвентаризации, и при отсутствии подписи будет практически невозможно привлечь работника к материальной ответственности.

Факт отказа от подписи материально ответственного лица  рекомендуется отразить в инвентаризационной описи и дополнительно составить акт об отказе в подписи, в котором расписываются председатель и все члены комиссии.

Алгоритм действий при отказе работника от подписи в описях целесообразно оговорить во внутреннем локальном акте.

 

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Slide
Те кто подписан на нашу рассылку прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]