Ошибочно мнение, что учетную политику написал и «забыл» до следующего рабочего года. Такой вариант может иметь место и будет идеальным, но нередко встречаются ситуации, когда можно и нужно внести в учетную политику изменения и дополнения.
Ситуация № 1. Изменения в нормативной базе (вступление в силу новых правовых актов, отмена ранее действующих и т.п.)
Пример № 1. Вступление в силу Указа «О выбытии имущества» № 140.
Данный указ вступил в силу с 11 апреля 2021 г. и распространил свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. В соответствии с указом организации вправе по 31 декабря 2023 года при выбытии имущества, перечисленного в указе, путем его безвозмездной передачи, списания или реализации относить за счет добавочного капитала в пределах его остатка и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме:
- при безвозмездной передаче – сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его передачей;
- при списании – сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его списанием, за вычетом стоимости полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии);
- при реализации – сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его реализацией, за вычетом доходов от его реализации (без учета НДС).
Плюсом использования Указа является то, что:
- остаточная стоимость (стоимость) и расходы, отнесенные в установленном порядке, не учитываются при налогообложении.
- организации вправе определять первоначальную стоимость по остаточной стоимости (стоимости), числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача. Данный подход может быть актуален, когда организация безвозмездно получает имущество и появляется база для исчисления налогов, как по безвозмездно полученному.
Пример № 2
Утверждение Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания.
Данные Методические рекомендации были утверждены Приказом МАРТ от 10.06.2021 № 130 и вступили в силу с 8 июля 2021 года.
С 8 июля 2021 года утратили силу приказы Минторга:
- «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания» от 27.01.1998 № 10,
- «Об утверждении Методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания» от 20.09.2002 № 86,
- «Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании» от 09.04.2007 № 74.
Как правило, организации в своих учетных политиках указывают ссылки на данные документы.
Рекомендация: организациям торговли и общественного питания рекомендуется пересмотреть ссылки (отдельные условия) в учетной политике.
Пример № 3
Письмо МНС от 02.04.2021 № 2-2-11/00769 «О транспортном налоге», далее – Письмо
В соответствии с Письмом организации могут самостоятельно выбрать один из нижеперечисленных способов включения транспортного налога, отраженного в бухгалтерском учете, в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль:
- ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога (п.п. 1, 4, 5 статьи 307-7 НК);
- в I, II и III кварталах — в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале — в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенную в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу за календарный год, и суммой авансовых платежей за I-III кварталы (п. 8 статьи 307-7 и п. 4 статьи 307-8 НК).
Рекомендации: во избежание возникновения спорных ситуаций организациям (в частности на общей системе налогообложения) целесообразно внести дополнения в учетную политику выбрав один из методов согласно Письма.
Ситуация № 2. Появление новых видов деятельности и хозяйственных операций
Пример № 4. Отражение в учете безвозмездно получаемых материалов.
В учетной политике организации на 2021 год в связи с отсутствием ранее хозяйственных операций по безвозмездно полученным ТМЦ не была оговорена вариантность учета данных хозяйственных операций. Однако, в июле 2021 года организация безвозмездно получила ТМЦ.
В рассмотренной ситуации организации необходимо один из вариантов закрепить в учетной политике, внеся в нее дополнения.
1 вариант (счет 98)
2 вариант (счет 90-7)
Стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Суммы, учтенные на счете 98, списываются с этого счета в кредит счетов учета финансовых результатов по мере списания стоимости материалов на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию (п. 43 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Коммерческими организациями получение безвозмездной помощи отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 и других счетов учета запасов и кредиту счета 98 или счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») ‒ при безвозмездном получении запасов (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112).
Необходимо обратить внимание, что при выборе 1 варианта отражения в учетной политике возникают временные разницы, что увеличивает расчеты и трудозатраты.
Пример № 5. Отсутствие разработанного ПУД.
В организации на основании заключенных договоров с июля 2021 года выплачивается компенсация за пользование имуществом работника. Учетной политикой на 2021 год для указанной ситуации ПУД не закреплен.
Рекомендация: форму ПУД организации следует разработать самостоятельно и внести изменения в учетную политику.
Ситуация № 3. Смена системы налогообложения (переход с УСН на общую систему налогообложения)
Пример № 6. Организация на УСН (с НДС) перешла на общую систему налогообложения
Организации следует в учетную политику внести изменения в части:
- признания доходов и расходов в результате применения мер ответственности за нарушение обязательств для целей исчисления налога на прибыль,
- распределения косвенных затрат для целей исчисления налога на прибыль,
- учет курсовых разниц при налогообложении прибыли,
- порядок распределения прибыли при переходном периоде,
- учет временных разниц,
- формы ПУД и т.д.
Справочно: переход на общую систему в течении года должен осуществляться при превышении критериев выручки для применения УСН, вступлении организации в ПВТ, начала осуществления деятельности (происхождение событий) при которых организация не вправе применять УСН (п. 2 ст. 324 НК).
Ситуация № 4. Реорганизация или ликвидация
Пример № 7. Реорганизация
Согласно п. 5 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» изменения в учетную политику организации в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации вносятся с даты принятия решения о ее реорганизации или ликвидации. При этом измененные способы ведения бухгалтерского учета применяются в отношении хозяйственных операций, совершаемых после принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Изменения и дополнения в учетную политику в течении года целесообразно оформить приказом о внесении изменений и (или) дополнений в действующее положение по учетной политике организации.
Утверждать положение по учетной политике в новой редакции в течении года не рекомендуется.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»