Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Общие положения

Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от аккумулятора, который может быть заряжен от внешнего источника электрической энергии.

Так как электромобиль приводится в движение электродвигателями, то они являются механическими транспортными средствами.

Справочно

Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем (подп. 2.26 п. 2 Правил дорожного движения к Указу Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»).

Постановка на учет электромобиля

Электромобиль от обычных автомобилей отличается только своими  техническими характеристиками. Поэтому в бухгалтерском учете он будет учитываться по аналогии с обычным автомобилем на сч. 01 «Основные средства» при соблюдении условий, предусмотренных п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 :

  • активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
  • организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
  • активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
  • организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
  • первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Государственная пошлина по регистрации электромобиля в ГАИ  должна быть включена в его первоначальную стоимость.

Документальное оформление документов по оприходованию электромобиля аналогично документообороту по автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Постановка на учет  электромобиля осуществляется на основании товарной накладной и (или) акта приема-передачи при приобретении его в лизинг или бывшего в употреблении у другой стороны сделки. При вводе в эксплуатацию составляется акт приема-передачи и открывается инвентарная карточка основного средства.

Электромобиль как объект не включен в Приложение к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь 30.09.2011 № 161.  Поэтому нормативный срок службы должен быть определен решением комиссии по амортизационной политике организации, при этом можно учесть данные технического паспорта завода-изготовителя. Это необходимо  обязательно  указать в протоколе комиссии. 

Учет затрат на электроэнергию

Согласно п. 1.2. и 1.21 ст. 171 НК к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, а так же затраты на оплату стоимости топлива и электрической энергии для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

   

Таким образом, при отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Организации рекомендуется на локальном уровне (приказом) установить нормы расхода электроэнергии на электромобиль (например,  исходя из пробега). Нормы следует  устанавливать по аналогии с нормами расхода топлива на автомобили, которые работают на топливе.

При разработке норм целесообразно воспользоваться данными технической документации  производителя, контрольными замерами,  данными из интернета и т.п.

Необходимо обратить внимание, что учет расхода электроэнергии по электромобилям необходимо вести по моменту ее использования (по аналогии с фактическим использованием топлива), а не по факту зарядки электромобиля.

В тех случаях, когда это не представляется возможным по каким-то объективным причинам, то можно воспользоваться нормой п.32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 — расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Однако на практике такой подход может вызвать вопросы у проверяющих органов.

Поскольку в законодательстве порядок учета электроэнергии для электромобилей не установлен, организациям необходимо разработать его самостоятельно и закрепить внутренним локальным документом.

Счет 10, как по аналогии с топливом, не используется, так как материальными ценностями считают только те, которые можно пересчитать, взвесить, увидеть и т.п. Единица учета электроэнергии определена в киловатт-часах, то пересчитать ее невозможно. То есть, при заправке электромобиля организация фактически приобретает  услугу по электроснабжению. И учет в данном случае отражается в зависимости от использования электромобиля на затратных счетах (сч. 20, 25, 26, 44), в прочих текущих расходах (сч. 90-1), в составе расходов будущих периодов при переходящих остатках (сч. 97).

Согласно ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом. Организация должна его разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. За основу можно взять ранее действующую форму путевого листа, дополнив его дополнительными графами и исключив не нужные.

Целесообразно, чтобы данный документ содержал марку и регистрационный знак автомобиля, данные о водителе, отметки о прохождении водителем медицинского осмотра, отметки о техническом состоянии автомобиля, расходе электроэнергии и т.п.   

   

В случае безвозмездной заправки электромобиля у организации возникает внереализационный доход, который определяется на основании тарифов на электрическую энергию, отпускаемую предприятиями ГПО «Белэнерго» и используемую электрозарядными стационарными станциями для зарядки электромобилей. Бухгалтерии организации в таких случаях на полученную безвозмездно электроэнергию необходимо составить бухгалтерскую справку-расчет.

Льгота по налогу на прибыль

В соответствии с  подп. 1.2 п. 1 Указа Президента от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее – Указ № 92) предусмотрен более льготный «вариант» применения инвестиционного вычета:

  1. электромобилей, – в пределах 100 % их первоначальной стоимости;
  2. устройств для зарядки аккумуляторов (далее – зарядных станций), приобретенных в:
    • 2020 году, – в пределах 100 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию);
    • 2021 году, – в пределах 80 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию);
    • 2022 году, – в пределах 60 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию);
    • 2023 году, – в пределах 40 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию);
    • 2024–2025 годах, – в пределах 30 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию).

Справочно

Размер инвестиционного вычета согласно НК  составляет не более 30 % – по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию.

НДС при ввозе

Согласно п. 1.3. Указа № 92  ввозимые юридическими лицами или ИП на территорию Республики Беларусь зарядные станции освобождаются от НДС, взимаемого таможенными органами (налоговыми органами – при ввозе с территории государств – членов Евразийского экономического союза).

Условием предоставления налоговой льготы является использование юридическими лицами и  ИП данных зарядных станций в течение всего срока их службы исключительно на территории Республики Беларусь в целях осуществления зарядки электромобилей.

Основанием для освобождения зарядных станций от НДС при ввозе их на территорию Республики Беларусь является представление в таможенный (налоговый) орган юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заключения Министерства промышленности, подтверждающего отсутствие производства таких зарядных станций в Республике Беларусь.

В том случае, если имеется нецелевое использование зарядных станций, ввезенных с освобождением от уплаты НДС, НДС уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством.

С уважением,
консультационный цент ООО «БелАудитАльянс»

18.03.2021

Другие новости