1. Снова об ограничении цен на социально-значимые товары и лекарства
С 25 февраля 2021 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» вводятся некоторые ограничения в области ценообразования:
- юридическим лицам всех форм собственности и ИП, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию на внутренний рынок социально значимых товаров первой необходимости не допускать повышения цен с даты вступления в силу данного постановления по 28 февраля 2021 г. по сравнению с ценами, действовавшими на 24 февраля 2021 г., а в случае отсутствия товаров на эту дату – на предыдущую дату (без учета снижения цен в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей);
- с 1 марта 2021 г. изменение цен на социально значимые товары первой необходимости не может превышать 0,2 процента в месяц к цене на эти товары, сложившейся на последний день предыдущего месяца, или к цене на товар той же разновидности и расфасовки, если в последний день предыдущего месяца какой-либо социально значимый товар первой необходимости не реализовывался;
- повышение цен выше установленного предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Согласование осуществляется на основании обращений республиканских органов государственного управления или иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, осуществляющих регулирование, общее руководство в соответствующей области (сфере деятельности), а также облисполкомов и Минского горисполкома.
2. Курсовые разницы — 2021
Вступил в силу 20 февраля 2021 г. Указ № 51 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым внесены дополнения в Указ N 159 от 12 мая 2020 г. «О пересчете стоимости активов и обязательств». Данный документ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.
В соответствии с Указом № 159 коммерческие организации (за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций) суммы разниц, образующиеся с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.
При этом необходимо обратить внимание, что порядок отражения в налоговом учете курсовых разниц в отношении активов и обязательств, выраженных в официальной денежной единице РБ в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, не изменился, поскольку нормы Указа № 159 распространяют свое действие только на активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте.
В 2021 году продолжают действовать нормы Указа от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах», которым организациям предоставлено право выбора порядка отражения в налоговом учете курсовых разниц, возникающих в течение календарного года: включение курсовых разниц в состав внереализационных доходов (расходов) при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК: в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.
В 2021 году организации, применяющие порядок отражения курсовых разниц только в соответствии с Указом № 159, т.е. в бухгалтерском и налоговом учете, включают в состав внереализационных доходов (расходов) возникающие курсовые разницы в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31.12.2022.
3. Обзорное письмо МНС от 17.02.2021 № 2-2-10/00377 «О представлении в налоговые органы годовой отчетности и положения об учетной политике»
На сайте МНС 22.02.2021 было опубликовано Обзорное письмо МНС от 17.02.2021 № 2-2-10/00377 «О представлении в налоговые органы годовой отчетности и положения об учетной политике». В данном письме МНС разъяснило:
- формы годовой отчетности, форматы которых содержатся в АРМ «Плательщик» (раздел «Отчеты» – «Создать бухгалтерскую отчетность»), должны быть представлены только в виде электронного документа установленного формата.
В свободном формате («Отчет с вложением») могут быть представлены:- отчет об изменении собственного капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- примечания к бухгалтерской отчетности(годовой финансовой отчетности).
- положение об учетной политике на 2021 год может быть представлено либо в виде электронного документа свободного формата («Отчет с вложением»), либо на бумажном носителе в виде заверенной копии;
- организации, зарегистрированные до 03.03.2021, а также организации, государственная регистрация которых осуществлена начиная с 03.03.2021, и при этом положение об учетной политике утверждено до 31.03.2021, представляют положение об учетной политике на 2021 год в общеустановленном порядке;
- организациям рекомендованопредставлять (повторно представлять) положение об учетной политике после 31.03.2021, когда:
- после 31.03.2021 внесены изменения в учетную политику;
- организация, зарегистрированная начиная с 3 марта 2021 г., утвердила положение об учетной политике после 31.03.2021;
- некоммерческая организация, у которой на 31.03.2021 отсутствовало положение об учетной политике в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности, разработало и утвердило такое положение после указанной даты.
Подробнее можно ознакомиться по ссылке: www.nalog.gov.by
4. Рекомендации по мониторингу соответствия выручки информации СККО
22.02.2021 г. на сайте МНС Министерством по налогам и сборам даны рекомендации субъектам хозяйствования по организации работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в системе контроля кассового оборудования.
В данных рекомендациях раскрыты:
- общие механизмы использования кассового оборудования;
- организация работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО;
- детальный порядок использование сведений СККО для составления налоговых деклараций (расчетов);
- порядок уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» об обнаружении несоответствия количества и содержания Z-отчетов, оформленных на кассовом оборудовании и содержащихся в системе контроля кассового оборудования;
- вопросы и порядок рассмотрения РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» поступивших уведомлений, информирование субъектов хозяйствования о результатах их рассмотрения;
- порядок действий субъектов хозяйствования после получения уведомления от РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Подробнее можно ознакомиться по ссылке: www.nalog.gov.by
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»