Рубрика ВОПРОС/ОТВЕТ: как в бухгалтерском учете документально оформить списание самортизированного и пришедшего в негодность объекта ОС ?

  • Запись опубликована:1 сентября, 2020

Рубрика ВОПРОС/ОТВЕТ

Как в бухгалтерском учете документально оформить списание самортизированного и пришедшего в негодность объекта ОС ? Какие документы нужны кроме акта на списание ОС? Приказ? Протокол? Какие дальше действия бухгалтера: обязательно ли списанные ОС утилизировать? Обязательно ли приходовать лом?

Ответ

В соответствии с п. 28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества.

Решение о списании основного средства принимается организацией самостоятельно, в т.ч. с учетом профессионального суждения главного бухгалтера и мнения технических специалистов. Как правило, в организации вопросы по списанию возлагаются на комиссию по амортизационной политике организации. В обязательном порядке на заседание комиссии рекомендуется привлечь материально-ответственное лицо или руководителя структурного подразделения, за которым числится основное средство. Техническим специалистам рекомендуется сделать технико-экономическое обоснования для проведения списание (морально и технически устарело, ремонту не подлежит или не целесообразно и т.п.). Так же на заседании комиссии рекомендуется рассмотреть вопрос о возможности реализации основного средства. Заседание комиссии оформляется протоколом. На основании протокола рекомендуется оформлять приказ руководителя на списание основного средства и акт о списание основных средств. Акт утверждается руководителем организации, и на его основании с учета списываются основные средства.

Форма акта о списании имущества коммерческих организаций законодательством не установлена и может быть разработана самостоятельно с учетом требований ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Также можно воспользоваться формой акта о списании имущества согласно приложению к постановлению Минфина от 12.03.2012 № 15 «Об установлении примерной формы акта о списании имущества», установленной для списания имущества, находящегося в республиканской собственности.

В соответствии с п. 32, п. 45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования, если такие материалы не предназначены для реализации.

В соответствии с ч. 3 п. 32 Инструкции № 133 цена возможного использования материалов может быть определена исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухгалтерском учете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации или определена организацией самостоятельно или с привлечением оценщика в порядке, определенном законодательством.

Металлические детали, прочие отходы ликвидируемого основного средства, не пригодные для дальнейшего использования, приходуются в бухгалтерском учете как металлолом. Основные правила учета лома черных и цветных металлов определены Инструкцией «О порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов» № 98/12/10.

В соответствии с п.19 вышеназванной инструкции установлено, что образующийся лом и отходы черных и цветных металлов подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее – ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам. Использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется только по нарядам организаций ГО «Белвтормет».

В процессе разборки основных средств могут образовываться и другие виды отходов, как вовлекаемые во вторичный оборот (шины, масла и др.), так и подлежащие захоронению (фильтры масляные и др.). Учет указанных отходов необходимо вести в порядке, определенном Законом «Об обращении с отходами» № 271-З.

При разборке объекта основных средств могут демонтироваться и составляющие основного средства, содержащие в своем составе драгметаллы. При учете указанных деталей рекомендуется руководствоваться положениями Инструкции «О порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» № 34 и учетной политикой организации.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
помощь нашего консультационного центра;
рубрика вопрос/ответ;
новости законодательства
с комментариями;
авторские статьи
от директора нашей компании;
статьи из практики налоговых проверок;
специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]