В жизни каждого предприятия наступает момент, когда надо держать ответ перед налоговой инспекцией за исполнение налоговых обязательств.
Как правило, выездная налоговая проверка заканчивается составлением Акта проверки с доначислением налогов и применением штрафных санкций. Но не всегда мнение субъекта хозяйствования совпадает с выводами налоговых органов по результатам проверки. Стоит ли возражать налоговой и как это грамотно делать?
Статьей 58 Налогового кодекса Республики Беларусь налогоплательщику предоставлено право обжаловать решение налоговых органов.
Как любая процедура, процесс обжалования имеет свои тонкости и нюансы, о которых можно узнать лишь тогда, когда пройдешь этот процесс самостоятельно от начала до конца.
Практика показывает, что на стадии рассмотрения возражений в районных налоговых инспекциях, проводивших проверку, процент отмены решений близится к нулю. При рассмотрении возражений по актам проверки областными ИМНС и инспекцией по городу Минску процент отмены составляет примерно 30%. Министерство по налогам и сборам РБ при рассмотрении возражений отменяет практически 50 процентов актов проверок.
Сегодня я, Елена Жугер, директор аудиторской компании ООО «БелАудитАльянс», аудитор, в прошлом бывший налоговой инспектор, делюсь с вами секретами возражений налоговой инспекции.
- Срок проведения налоговой проверки 30 рабочих дней с даты получения предписание на проверку. В последний день проверки проверяющие обязаны вручить проверяемому субъекту акт проверки.
Акт вручается двумя способами:
— лично под роспись руководителю предприятия или уполномоченному им лицу;
— по почте заказным письмом с уведомлением.
Зачастую, налоговики нарушают сроки проведения проверки и предлагают подписать акт проверки задним числом. Не делайте этого.
Нарушение сроков проведения проверки является процедурным нарушением и может повлечь отмену решения по акту проверки.
- При подписании акта проверки писать формулировку «Акт подписан с возражениями» не обязательно, поскольку право на обжалование акта проверки установлено Налоговым кодексом.
- Первоначально обжалование результатов проверки проводится в тот орган, который проводил проверку. То есть, первоначально мы возражаем в тот орган и непосредственно тем должностным лицам, которые нас и проверяли. Парадокс, установленный законодательством.
- Срок подачи возражений – 15 рабочих дней от даты подписания акта проверки. История из практики. Налоговой инспекций проведена выездная налоговая проверка ООО «П». 18 мая 2015 года организации вручен акт проверки. Крайний срок подачи возражений по данному акту 08 июня 2015 года. Организация подала возражения в налоговый орган 10 июня 2015 года. Возражения по акту проверки не были приняты по причине истечения установленного срока подачи возражений в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Республики Беларусь.
- Срок рассмотрения возражений налоговой инспекцией – 15 рабочих дней от даты получения возражений.
- Налоговая инспекция в течение 10 рабочих дней от даты получения возражений имеет право назначить дополнительную проверку по вопросам, изложенным в возражениях по акту проверки. Срок проведения дополнительной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
Изучение других вопросов (не описанных в возражениях) и уточнение фактов и обстоятельств, не описанных в акте, является незаконным вмешательством в деятельность проверяемого субъекта, которое законодательством прямо запрещено и влечет привлечение должностных лиц налоговых органов к установленной законодательными актами ответственности согласно пункту
Проводится дополнительная проверка может как теми же проверяющими, что непосредственно проводили налоговую проверку, так и другими должностными лицами налоговой инспекции. История из практики. В ходе выездной налоговой проверки ООО «С» за 2014 год проверяющим установлены нарушения при списании на расходы по реализации материалов без подтверждающих первичных документов на сумму 25 млн.руб., что повлекло доначисление налога на прибыль в сумме 4,5 млн. Акт проверки подписан 15 июня 2015 года. Возражения по акту проверки представлены 25 июня 2015 года. К возражениям по акту проверки ООО «С» представлены первичные документы на списание материалов, которые не были приняты во внимание в ходе проверки. Налоговой инспекций 9 июля 2015 года назначена дополнительная налоговая проверка по вопросам, изложенным проверенным субъектом в акте проверки.
По результатам дополнительной проверки проверяющими выводы о списании материалов оставлены в силе. Кроме того, в ходе дополнительной проверки проверяющими доначислен НДС.
Проверяемый субъект хозяйствования подал жалобу на действия должностных лиц налоговой инспекции, проводивших проверку, в вышестоящую налоговую инспекцию с требованием отменить решение по результатам проверки. В ходе рассмотрения надзорным органом решение налоговой инспекции отменено в полном объеме, требования субъекта хозяйствования удовлетворены.
- По результатам рассмотрения возражений должностными лицами налогового органа составляется письменное заключение:
- не позднее 15 рабочих дней со дня получения налоговым органом возражений;
- не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки в случае ее назначения.
Вручение заключения по акту проверки аналогично вручению акта проверки – лично руководителю или заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Если возражения проверяемого субъекта не приняты во внимание проверяющими, у предприятия есть возможность писать в вышестоящую налоговую инспекцию. Как правило, после районной налоговой инспекции возражения направляются в областную налоговую инспекцию или инспекцию по городу Минску. Здесь есть особенности. Если в районную инспекцию, непосредственно проводившую проверку, мы пишем возражения по акту проверки, то в вышестоящую мы обжалуем решение по акту проверки. То есть – надо получить решение.
Решение по акту проверки выносится районной налоговой инспекцией в течение 30 рабочих дней со дня вручения акта проверки или возражений по акту проверки.
Вручение производится лично руководителю или почтой по следующим адресам указанным в учредительных документах либо по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения субъекта хозяйствования. При отправлении решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении факт вручения во внимание не принимается. Решение считается врученным по истечении трех дней со дня направления.
История из практики. Гражданин Иванов направлен в командировку в Литву для выполнения задания нанимателя. При прохождении пограничного контроля было установлено, что выехать он не может, поскольку за ним числится задолженность перед бюджетом по налогам и штрафным санкциям в сумме 80 млн.руб.
В ходе выяснения причин образования задолженности гражданин установил, что информация об ограничении выезда за границу была направлена районной налоговой инспекцией г.Минска. При обращении в названную инспекцию гражданину Иванову указано, что начисленные налоги и штрафные санкции применены по результатам проверки ООО «И» за 1998 и 1999 годы, где в этот период гражданин работал в должности директора и к нему как к должностному лицу применена субсидиарная ответственность. За период 1998 и 1999 годы первичные документы о деятельности проверяемого ООО «И» отсутствовали. Гражданин Иванов при увольнении передал первичные документы новому директору по акту приема-передачи. Акт передачи был им утерян за столь длительный период.
Гражданин Иванов обратился в налоговую инспекции с просьбой представить ему акт проверки и решение по нему, на что налоговыми органами был выдан отказ, поскольку в настоящее время гражданин не является должностным лицом проверенного предприятия и ни какого отношения к нему не имеет.
Акт и решение по нему были направлены по последнему известному налоговой инспекции месту нахождения организации и в адрес учредителей. Решение вступило в силу по истечении трех дней со дня отправления.
Поскольку организация не работает с 2001 года, то соответственно по месту нахождения документы по результатам проверки никто не получил. Учредителей предприятия было три физических лица. Один из них адресу, указанному в учредительных документах, не числится. Второй учредитель умер. Третий учредитель находится на излечении в психиатрической лечебнице.
Таким образом, ни акт проверки, ни решение не получены никем.
История пока не закончилась. Она продолжается в суде.
- Исполнение требований решения обязательно для проверенного субъекта. Подача жалобы на решение налогового органа не приостанавливает исполнения обжалуемого решения по акту проверки. То есть, будьте готовы, что в сроки, указанные в решении вам необходимо будет уплатить доначисленные в результате проверки налоги и начисленные штрафные санкции. В противном случае, налоговая инспекция вправе выставить на банковские счета организации требование и доначисленные налоги и штрафные санкции будут списаны принудительно.
- Если сумма нарушения по акту проверки превышает 1000 базовых величин (на сегодняшний день 180 млн.руб.), налоговая инспекция в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки направляет материалы проверки в
При написании возражений обязательно надо указать следующую информацию:
— название налоговой инспекции, проводившей проверку либо надзорного органа (вышестоящей инспекции), куда направляете возражения;
— название вашей организации с указанием формы собственности;
— юридический и фактический адрес фирмы;
— информация об акте проверки — его номер, дата приезда сотрудников налоговой службы.
Очень важно, как вы будете излагать информацию в своих возражениях. Нельзя ссылаться на сложившиеся обстоятельства, субъективную информацию. Необходимо обосновывать свою точку зрения требованиями нормативно-правовых актов, постановлениями и разъяснениями. Можете аргументировать свою позицию уже имевшими место судебными решениями. Целесообразно привлечь для составления возражений стороннего специалиста – юриста или аудитора и исключить эмоциональную составляющую из текста возражений.
В конце возражений конкретно укажите пункты акта проверки или решения, с которыми вы не согласны. Приложите документы, подтверждающие вашу позицию.
У каждого проверяемого предприятия всегда есть право обжаловать решение налоговых органов в судебном порядке. Но, к сожалению, практика показывает, что в судах решения как правило выносятся в пользу налоговой инспекции. Случай, когда суд принимает позицию проверяемого субъекта фактически единичны.