Снижение земельного налога, налога на недвижимость и арендной платы, но не для всех
В соответствии с подп. 2.2 Указа N 143 «О поддержке экономики» местным органам власти дано право принимать решения об уменьшении налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю, которые подлежат уплате во II и III кварталах 2020 года.
Данными решениями устанавливается не только понижающий коэффициент, но и определяются категории плательщиков, которые вправе его применить, чтобы уменьшить указанные платежи в бюджет.
Необходимо обратить внимание, что размер коэффициента по каждому принятому решению разный. А также, что не по всем регионам на сегодняшнее число имеются решения.
Узнать о наличии решений можно на сайте соответствующего исполкома (они, как правило, появляются там в первую очередь) или в нормативно-правовых базах.
2 июня 2020 года были опубликованы два решения Мингорисполкома: № 1615 об уменьшении суммы арендной платы за земельные участки во втором и третьем кварталах 2020 года и № 1616 о снижении сумм налога на недвижимость и земельного налога во втором и третьем кварталах 2020 года.
Источник: pravo.by «О снижении сумм налогов» и pravo.by «Об уменьшении суммы арендной платы за земельные участки»
Налоги снижены не всем организациям, а только определенным категориям организаций. Решение следует применять в отношении платежей к начислению с 1 апреля 2020 года. Так согласно решения № 1616 уменьшаются платежи юридическим лицам и ИП, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень видов осуществляемой экономической деятельности согласно приложению, в 2 раза суммы налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащие уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 года.
В данный перечень, например, попали транспортная деятельность, в том числе и вспомогательная, складирование, почтовая и курьерская деятельность, услуги по временному проживанию и питанию, туристическая деятельность, образование, творчество, спорт, развлечение и отдых, деятельность в области физкультуры и спорта, ремонт компьютеров и бытовых изделий, и прочие индивидуальные услуги.
Необходимо обратить внимание, что собственники объектов, как правило, такой деятельностью не занимаются, а у перечисленной льготной категории объекты находятся в основном в аренде.
Арендную плату за землю/земельный налог платит арендодатель, а налог на недвижимость платит арендатор, если он арендует объект у физлица или ИП, а если арендодатель — юрлицо, то налог на недвижимость платит арендодатель (собственник).
МНС в подп. 2.2 письма от 30.04.2020 N 2-2-2/00934 разъясняло, по каким срокам уплаты организации могут уменьшить платежи в бюджет:
- по налогу на недвижимость — 22 июня и 22 сентября;
- по земельному налогу — 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельхозназначения), 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам);
- по арендной плате за землю — 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не по Указу Президента, — это сроки уплаты по договору аренды, приходящиеся на II и III кварталы.
В соответствии с подп. 2.4 письма МНС от 30.04.2020 N 2-2-2/00934, если организации уменьшают налог на недвижимость и платежи за землю по решениям местных органов власти, они обязаны внести изменения в ранее поданные налоговые декларации (расчеты).
Налог на недвижимость, землю и арендная плата, как правило, учитываются при налогообложении прибыли. Поэтому организациям рекомендуется:
- перед подачей декларации по налогу на недвижимость по сроку 20 июня 2020 обратить внимание, имеется ли решение по вашему региону и попадает ли организация к тем категориям плательщиков, к которым применяется пониженная ставка.
- перед закрытием второго квартала 2020 года и расчетом налога на прибыль также обратить внимание, не появились ли соответствующие решения, и сделать перерасчет, т.к. данные платежи влияют на затраты учитываемые при налогообложении и могут привести к недоплате налога на прибыль.
О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» организациям (за исключением бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) предоставлено право на получение субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ для осуществления:
- доплат работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя, до величины минимальной заработной платы;
- уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, исчисленных из размера доплат работникам.
Для получения субсидии организации необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту своей регистрации.
Для получения субсидии необходимо собрать следующий комплект документов:
- заявление о предоставлении субсидии с указанием размеров доплат работникам и обязательных страховых взносов в ФСЗН;
- копия выписки банка об открытии счета;
- копия приказа об объявлении простоя не по вине работника, установлении неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, заверенная в соответствии с законодательством;
- расчет размеров доплат работникам по каждому работнику и обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Сроки обращения за субсидией не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена заработная плата работникам.
Для перечисления доплат организации в банке открывается счет на балансовом счете 3605 «Средства бюджетов на текущих (расчетных) банковских счетах коммерческих, некоммерческих организаций, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц».
Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается в течение 10 рабочих дней.
Установлена обязанность для нанимателя не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств, перечисленных органом Фонда на счет, произвести доплату работникам в полном объеме.
На сайте Министерства труда и социальной защиты (www.mintrud.gov.by) в целях единообразного применения норм, предусмотренных п.1 Указа от 28.05.2020 № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» 01.06.2020 в разделе новости размещен алгоритм действий и образцы документов по предоставлению субсидии для осуществления доплат работникам до величины минимальной заработной платы и уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН:
- алгоритм действий по предоставлению субсидии
- заявление на получение субсидии
- расчет размеров доплат работникам по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ
- решение местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении субсидии
Кроме того, организованы телефонные линии для консультаций представителей организаций по вопросам предоставления субсидии.
По вопросам исчисления доплат работникам до величины минимальной заработной платы организованы телефонные линии для консультаций представителей организаций по вопросам предоставления субсидии:
Министерство труда и социальной защиты — 8 017 309 9 309
По вопросам исчисления обязательных страховых взносов (областные и Минское городское управлений Фонда социальной защиты населения):
Брестское облуправление – 8 0162 21-88-76
Витебское облуправление – 8 0212 65-42-31
Гомельское облуправление – 8 0232 38-91-61
Гродненское облуправление – 8 0152 68-33-72
Минское облуправление – 8 017 375-64-68
Могилевское облуправление – 8 0222 29-64-31
Минское городское управление – 8 017 215-29-28
Арендная плата за участки в госсобственности
Письмом МНС от 28.05.2020 № 2-2-12/01138 в связи с принятием Указа «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» № 160 от 12 мая 2020 г разъясняется порядок уплаты в отношении организаций в части взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.
Так, пп. 3.2 и 3.3 Указа№ 160 предоставлено право местным исполкомам увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов. С 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юрлицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполкомов, принятым в 2020 году.
При принятии решений местными исполкомами об увеличении (уменьшении) в 2020 году размера ежегодной арендной платы, например, до 2 раз вместо ранее принятых решений до 2,5 раз после наступления предусмотренного Указом № 160 срока представления расчета суммы арендной платы за 2020 год юрлица при необходимости:
- вносят изменения, дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором приняты указанные решения;
- производят исчисление и уплату сумм арендной платы, подлежащих доплате (например, в случае, когда в соответствии с Указом № 101 повышенные коэффициенты не устанавливались, а в рамках Указа № 160 принято решение об увеличении размера арендной платы) по истекшему сроку уплаты, не позднее даты, соответствующей ближайшему установленному сроку уплаты, в связи с чем начисление пеней и применение мер административной ответственности не осуществляется.
Организации вносят соответствующие изменения и дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки и вправе вернуть (зачесть) излишне уплаченную сумму арендной платы, если:
- у организаций имело место обстоятельство, в соответствии с которым решением местных исполкомов, принятым в 2020 году в соответствии с подп.3.2 и 3.3 п.3 Указа № 160, уменьшен размер ежегодной арендной платы по сравнению с решением местных исполкомов, принятым в соответствии с нормами Указа № 101
- организация воспользуется с 1 января 2020 г. новыми преференциями, предусмотренными п.5 Положения № 160.
Вышеуказанными организациями суммы уменьшения арендной платы за земельные участки подлежат включению в состав внереализационных доходов на основании подп.3.39 п.3 ст.174 НК. Такие доходы отражаются не позднее даты их получения.
В соответствии с п.6 Указа № 160 в отношении предоставленных в аренду юрлицам земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. капстроения (здания, сооружения), их части, к размеру ежегодной арендной платы устанавливаются понижающие коэффициенты в размере 0,2-0,8 в течение второго — пятого года с даты приемки таких капстроений, их частей в эксплуатацию.
При этом в соответствии с подп.5.43 Указа № 160 в течение первого года после даты приемки таких капстроений в эксплуатацию в отношении земельных участков, на которых они расположены (то есть впервые введенные в действие), применяется льгота
Ознакомиться с разъяснениями можно по ссылке: nalog.gov.by
ВНИМАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ
МАРТ разъясняет, что потребитель вправе самостоятельно определять форму оплаты товаров – наличная или безналичная
МАРТ разъясняет, что потребитель вправе самостоятельно определять форму оплаты товаров – наличная или безналичная. Такое право представлено потребителю законодательством.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 91 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:
- расчеты по оплате товаров осуществляются в наличной и безналичной формах;
- продавец обязан предоставить потребителю право выбора формы оплаты товаров, за исключением случаев, когда законодательство позволяет продавцу не осуществлять расчеты в безналичной форме при продаже товаров либо предусматривает обязанность продавца осуществлять расчеты при продаже товаров только в безналичной форме.
В соответствии с п.1 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.
Аналогичный подход к форме расчетов за товар (безналичная и (или) наличная) определен п. 29 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703.
Таким образом, непредставление продавцом потребителю права выбора формы оплаты товаров (наличная или безналичная) является нарушением требований пунктов 1-2 статьи 91 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
П.3 Правил продажи товаров определено, что продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей. За нарушение Правил продажи товаров статьей 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Подробнее можно ознакомиться по ссылке: mart.gov.by
Последствия для плательщиков, не представивших документы для проведения проверки
По факту непредставления документов, в том числе их утраты, должностное лицо предприятия (ИП) подлежит привлечению к административной ответственности.
При уклонении плательщика от явки в инспекцию и непредставлении к проверке документов, налоговый орган вправе в ходе проверки определить размер причитающихся к уплате в бюджет налогов расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и ИП, осуществляющих аналогичные виды деятельности на территории РБ.
Проведение таких проверок, как правило, приводит к значительным доначислениям сумм налогов и штрафов.
При этом неуплата налогов в крупном размере является основанием для направления материалов проверок в органы финансовых расследований и может повлечь возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц организации (ИП), допустивших нарушение.
(по материалам МНС)
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»