«Аудит целевого использования средств долевого строительства»
Тема взаимоотношений застройщика и дольщика в последний год не сходит со страниц газет и экранов телевизоров. Что ни объект — то долгострой, конфликт сторон, жалобы во многие инстанции и судебные разбирательства, проблемы с использованием средств дольщиков. И как логичное разрешение сложившейся ненормальной ситуации — принятие Указа Президента от 6.07.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь», который открывает перед аудиторами новое поле деятельности.
В п. 5 Положения о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утв. Указом № 263 (далее — Положение № 263), имеется примечательная новация: норма,обязывающая застройщика один раз в год за свой счет организовать проведение аудита целевого использования привлекаемых на строительство объектов долевого строительства средств. Заключение по результатам такого аудита в трехдневный срок должно быть представлено местным исполнительным и распорядительным органам, выдавшим разрешительную документацию на долевое строительство объекта строительства. Кроме того, застройщик обязан разместить информацию о результатах аудита в месте, доступном для ознакомления по месту своего нахождения.
Кроме того, в соответствии с п. 2 постановления Совмина от 22.11.2013 № 1007 «О дополнительных требованиях к застройщикам, осуществляющим долевое строительство жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости» (далее — постановление № 1007, см. «ЭГ» № 89, с. 2-4 Информбанка) устанавливается обязательное соблюдение следующих показателей оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, осуществляющего долевое строительство жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости:
- коэффициент обеспеченности обязательств, определяемый на основании данных бухгалтерского учета по каждому многоквартирному или блокированному, одноквартирному жилому дому и (или) иному объекту недвижимости путем деления суммы денежных средств, поступивших на специальные счета застройщика (открываемые по каждому объекту строительства) в соответствии с условиями договоров создания объектов долевого строительства, на сумму фактически произведенных затрат по строительству каждого многоквартирного или блокированного, одноквартирного жилого дома и (или)иного объекта недвижимости. Полученный результат не должен быть более 1,5;
- норматив безубыточности, определяемый по данным годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством, как количество лет из расчета трех последних лет работы застройщика в отчете о прибылях и убытках, за которые у застройщика отсутствуют убытки (не менее 2).
Расчет коэффициента обеспеченности обязательств, подтвержденный аудиторской организацией (аудитором — индивидуальным предпринимателем), представляется в местный исполнительный и распорядительный орган по истечении II и IV кварталов в составе сведений, представляемых в соответствии с Положением о порядке составления и представления сведений застройщиками, осуществляющими долевое строительство жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденным постановлением № 1007.
Расчет норматива безубыточности, подтвержденный аудиторской организацией (аудитором — ИП), представляется в местный исполнительный и распорядительный орган ежегодно (до 30 апреля) в составе сведений, представляемых в соответствии с Положением № 1007.
Данные услуги оказываются аудиторами в рамках специального аудиторского задания, которое в соответствии с «Правилами аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию», утв. постановлением Минфина от 23.01.2002 № 8, может выдаваться на аудит целевого использования кредитов и инвестиций. Отметим, что согласно п. 5 указанных Правил специальное аудиторское задание, выполняемое в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, является обязательным. При этом в перечне обязательных специальных аудиторских заданий аудит целевого использования привлекаемых на строительство объектов долевого строительства средств не указан. Однако в нем названы «другие специальные аудиторские задания, выполняемые в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь». Полагаем, что к таковым относится и аудит, осуществляемый в соответствии с Положением.
В соответствии с п. 7 Правил по результатам выполнения специального аудиторского задания аудиторская организация должна подготовить аудиторское заключение и письменную информацию по вопросам, проверяемым в ходе аудита.
Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию в зависимости от предмета задания может:
- составляться по установленной законодательством форме (так, при подтверждении факта формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями аудиторское заключение должно быть составлено в соответствии с требованиями постановления Минфина от 30.06.2005 № 85 «Об установлении форм аудиторских заключений» (с изменениями и дополнениями);
- представлять собой документ, составленный аудируемым лицом и содержащий аудиторское мнение о достоверности представленных в нем данных в виде записи надокументе. Так, по нашему мнению, должен подтверждаться расчет коэффициента обеспеченности обязательств в соответствии с п. 2 постановления № 1007;
- составляться в соответствии с требованиями настоящих Правил (в случаях, когда иными актами законодательства не установлены особые требования к форме, содержанию и порядку подготовки аудиторского заключения по результатам специального аудиторского задания).
Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию в соответствии с п. 8 Правил должно содержать следующие элементы:
- название;
- указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение;
- реквизиты аудируемого лица и аудиторской организации;
- вводную часть, содержащую описание проаудированной финансовой информации, а также указание на цель
- подготовки аудиторского заключения и (в случае необходимости) на ограничение его распространения и использования;
- часть, указывающую на ответственность руководства аудируемого лица за представленную финансовую информацию;
- часть, указывающую на ответственность аудиторской организации в связи с выполнением специального аудиторского задания;
- часть, описывающую характер и объем аудита по специальному аудиторскому заданию;
- часть, содержащую мнение аудиторской организации относительно проаудированной финансовой информации;
- подписи и дату аудиторского заключения.
Структура аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию представлена в приложении 1 к Правилам.
При выполнении специального аудиторского задания аудиторской организации необходимо понимать цель, для которой будут использоваться финансовая информация и подготавливаемое по ней аудиторское заключение, а также иметь представление о предполагаемых пользователях (п. 10 Правил). Во избежание вероятности того, что аудиторское заключение будет использовано не по назначению, аудиторской организации следует указать во вводной части аудиторского заключения цели его подготовки и в случае необходимости изложить любые ограничения относительно его распространения ииспользования. В рассматриваемом случае получатели и порядок использования аудиторского заключения указаны в Положении № 283.
Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию адресуется в соответствии с договором оказания аудиторских услуг заказчику аудита и (или) лицу, указанному в договоре.
Часть, описывающая характер и объем аудита по специальному аудиторскому заданию, должна содержать:
- указание на то, что аудит проводился в соответствии с требованиями республиканских правил аудиторской деятельности, которые требуют планировать и проводить аудит таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность относительно наличия либо отсутствия существенных искажений в финансовой информации аудируемого лица;
- описание работы, выполненной аудиторской организацией в соответствии со специальным аудиторским заданием, которое может содержать графики, таблицы и другие материалы, отражающие ход и результаты промежуточных’ расчетов, итоги сверки документации и иные вопросы. Эти материалы также могут быть оформлены и в виде приложений к аудиторскому заключению, на которые в тексте аудиторского заключения делаются ссылки. В таком случае данные материалы рассматриваются как составная часть аудиторского заключения.
Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию должно быть подписано руководителем аудиторской организации, а в его отсутствие — лицом,исполняющим его обязанности, и аудитором, возглавлявшим аудит или проводившим аудит, если аудит проводил один аудитор. Аудиторское заключение может подписываться заместителем руководителя аудиторской органи зации при наличии приказа, распоряжения, иного документа, оформленного в установленном порядке, подтверждающего полномочия заместителя руководителя на его подписание.
Подписание аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию лицом, не имеющим квалификационного аттестата аудитора, запрещается. Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию, подготовленное аудитором — ИП, подписывается им лично.
Подписи на аудиторском заключении по специальному аудиторскому заданию скрепляются печатью.
В ходе аудита целевого использования привлекаемых на строительство объектов долевого строительства средств для выражения аудиторского мнения должны быть проверены следующие вопросы:
1. аудит правоустанавливающих документов, таких как свидетельство о государственной регистрации, учредительных документов, положения о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, специальные разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемых видов деятельности:
2. аудит документации, регламентирующей организацию долевого строительства на объекте, включая:
-
- проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством ;
- договора строительного подряда на строительство многоквартирного жилого дома и (или) иных объектов недвижимости (если строительство не ведется застройщиком собственными силами >
- разрешения на производство строительно-монтажных работ для строительства многоквартирного жилого дома и иных объектов недвижимости:
- иных документов, связанных со строительством;
3. аудит расчетов по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в республиканский и (или) местные бюджеты (в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды, а также отсутствие задолженности по ним на момент привлечения средств дольщиков. Проверка названных разделов влечет аудит практически всех участков бухгалтерского учета застройщика, алгоритм формирования которых связан с расчетом налогов и платежей в бюджет;
4. аудит движения денежных средств по счетам заказчика и дольщика в банке. Анализ движения платежей, их целевая направленность;
5. аудит расчетов застройщика с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с прочими контрагентами;
6. аудит расчетов по оплате труда и прочим расчетам с подотчетными лицами;
7. аудит формирования стоимости строительства и определения прибыли. Обоснованность действий застройщика при изменении стоимости строительства, вт.ч. аудит изменения цены объекта.
Отмечу, что действующим законодательством конкретного перечня вопросов по аудиту целевого использования привлекаемых на строительство объектов долевогостроительства средств не утверждено. Приведенный выше перечень содержит только те вопросы, аудит которых необходим для выражения мнения аудитора о целевомиспользовании привлекаемых средств.
Следует обратить внимание, что в случае, если застройщик является исполнителем по нескольким договорам, то аудит следует проводить по каждому договору. А соответственно, и заключение необходимо составлять по каждому договору долевого строительства.