Тел: +375 29 604 33 00,
+375 17 234 99 93 с 9.00 до 17.30
email: office@belaudit.by
Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.
Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"
Блог>
Как правильно передать дела при увольнении главного бухгалтера
Как принять дела у уходящего бухгалтера? Какие вопросы задать и что посмотреть?
1.Изучить приказ о передаче дел, какие сроки в нем оговорены;
2. Сверить данные бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом со справкой (выпиской) о состоянии расчетов из налоговой и ФСЗН. Изучить наличие переплат и недоплат по таким расчетам;
3. Частично сверить дебиторскую и кредиторскую задолженность. Можно сверить большие суммы задолженности и задолженность с давним сроком ее образования, а также попробовать найти ответ на вопрос: почему? Проверить своевременность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, обратив особое внимание на кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, т.к. несвоевременное ее списание приводит не только к необходимости подачи уточненных деклараций, но и недоплате в бюджет налога на прибыль;
4. Сверить, совпадают ли данные в бухгалтерской базе в программе с данными на бумажном носителе, а также в сданной отчетности;
5. Провести выборочную проверку документов: совпадают ли формы с утвержденными в организации, имеются ли везде подписи, даты и другие реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете и отчетности»;
6. Уточнить, имеются ли неотработанные документы, пролистать и посмотреть на содержание и сроки хозяйственных операций. Имеются ли хозяйственные операции без составления первичного документа Такие документы от предшественника целесообразно принять по описи;
7. Провести инвентаризацию расчетного(ых) счета(ов);
8. Провести экспресс-проверку бухгалтерской базы по периодам. При наличии ошибок бухгалтерская программа их выдаст. Следует помнить, что наличие ошибок может привести к искажению отчетности, недоплате налогов в бюджет и штрафным санкциям;
9. Уточнить, вся ли бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность по срокам сдана. Для этого, например, в личном кабинете налогоплательщика стоит обратить внимание на сдачу деклараций, наличие ошибок при сдаче, подаче уточненных деклараций;
10.Уточнить порядок подписи отчетности организации. Была ли соответствующая доверенность, когда подписывается отчетность не руководитель организации. В случае подписания отчетности главным бухгалтером, который увольняется, необходимо сделать копию ее доверенности, а также уведомить ИМНС, статистику, фонд и т.д. Оформить ЭЦП, чтобы в дальнейшем не просрочить сдачу отчетности;
11. Изучить последние документы по аудиторским и последним проверкам;
12. Ознакомиться с учетной политикой организации и проверить ее актуальность, соответствие с действующим законодательством;
13. Изучить должностную инструкцию свою и подчиненныx;
14. Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка, положением о премировании и т.п. кадровой документацией;
15. Уточнить контактные данные, необходимые для работы: контрагентов, банков, аудиторов, налогового инспектора и т.д. В дальнейшем это позволит сэкономить время на поиск необходимой информации;
16. Принять документы по описи, желательно, чтобы документы были сформированы в дела и подшиты;
17. По всем выявленным нарушениям у увольняющего бухгалтера необходимо взять объяснения. Чтобы вопросов с дачей пояснений не возникло (хочу – не хочу и т.п.) данное условие необходимо включить в приказ о передаче дел. Если первоначально приказ не включал данное условие, то в него можно внести изменения;
18. Кроме описи передачи дел целесообразно составить документ о выявленных недочетах при приемке дел;
19. Если при приеме дел от предшественника обнаруживаются грубые и (или) не единичные ошибки, то целесообразно решить вопрос о проведении аудиторской проверки.
Обязанность составления акта о приеме и сдаче дел установлена Законом от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» в случае назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации. Форма акта приема и сдачи дел в законодательстве не утверждена. Таким образом, акт составляется в произвольной форме.
Примерная форма может выглядеть так:
Утверждаю:
Генеральный директор
___________________________
« » 20 г.
АКТ приема-передачи дел
при смене главного бухгалтера ____________
« » 202 г.
Согласно приказу №____ от «___» _______ 20__ г. в период с «__» __________ 20__ г. по «___» ___________ 20__ г. произведена передача дел от главного бухгалтера____ назначенному с ________ главному бухгалтеру (заместителю главного бухгалтера)____________ результаты, которой отражены в настоящем акте
1.Передача печатей, штампов и ключей
Настоящим актом подтверждается передача ключей и штампов по описи, прилагаемой к настоящему акту.
2.Передача документов
Настоящим актом подтверждается передача документов, находящихся в сфере ответственности главного бухгалтера, — по отдельной описи, который прилагается к данному акту.
3. Выявленные недочеты
4. Прочие вопросы
Приложения:
Опись передаваемых печатей, штампов, ключей, ЭЦП
Опись передаваемых документов
Перечень выявленных недочетов
С информацией, изложенной в акте, согласны в полном объеме:
Сдал___ ФИО Принял______ФИО
Несмотря, что обязанность составления акта о приемке и сдачи дел установлена только для главного бухгалтера, организациям рекомендуется применять акт приемки-передачи дел и для заместителя главного бухгалтера, а при большой численности бухгалтерии – от рядового бухгалтера «вышестоящему» бухгалтеру или вновь принятому работнику (форму акта можно разработать самостоятельно).
С уважением, консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»