Многие из главбухов хорошие специалисты, но не многие из них могут руководить коллективом бухгалтерии.
Задумывались о новой работе или карьерном росте?
Тогда эта статья для вас.
Вся информация, которой хочу поделиться, основана на личном опыте управления. К сожалению, мне, как и многим другим управленцам, пришлось учиться на собственных ошибках – уже в 26 лет я стала начальником ревизионного отдела в налоговой инспекции и в подчинении у меня было 14 человек. Сколько ошибок наделала – не счесть. Но все они стали для меня базой, полезным опытом.
Сегодня у нас учат управлять всех – директоров, ТОП-менеджеров, начальников отделов…., но не главного бухгалтера. Бухгалтерия – это коллектив, от слаженной работы которого зависит вся финансовая жизнь предприятия, а кроме того, и будущее – все стратегии и планы управления основаны на данных бухгалтерии.
И кому дело, что у Маши сегодня плохое настроение, а у Нины Петровны ребенок заболел. Правильно. Дело только главбуху, который за все это несет ответственность.
Нижеследующие советы будут полезны для тех, кто, пытается строить работу бухгалтерии в одиночку и «тянет» все на себе. Они помогут создать атмосферу доверия и взаимопомощи в коллективе.
10 советов, как стать настоящим ГЛАВБУХОМ
- Проанализируйте распределение обязанностей по участкам и составьте четкие должностные инструкции. Ознакомьте работников бухгалтерии под роспись. Каждый должен четко знать, что входит в его обязанности, сроки исполнения задания, лицо, которому надо отчитаться о проделанной работе.
- Регулярно интересуйтесь жизнью бухгалтерии, не по отчетам, а посещая кабинеты работников. Поговорите с ними о жизни, об их проблемах, примите участие в решении тех вопросов, в которых можете помочь. Станьте частью коллектива. Кстати, одна моя клиентка – главбух крупного промышленного предприятия, каждый день пила чай в бухгалтерии в 11-00. У них это называлось пятиминуткой. Говорили как о личной жизни, так и о производственных делах, об изменениях в законодательстве. Сделайте и вы такие чаепития регулярными.
- Избавьтесь от иерархических шаблонов. Общайтесь с людьми, советуйтесь с ними лично, а не как с работниками с должностными обязанностями. Обращайтесь к людям по имени – сам факт того, что его помнят, очень много значит для рядового работника, тем более, если в разговоре с ним вы обсуждали общие проблемы бухгалтерии.
- Научитесь правильно разговаривать с коллегами, задавать вопросы и анализировать ситуации. В каждом вопросе ставьте акцент на профессиональный интерес, желание разобраться. Важно понимать, что вы несете солидарную ответственность за решаемые вопросы, делаете общее дело.
- Учитесь наблюдать за ситуацией и взаимоотношениями в коллективе со стороны. О чем коллеги беседуют, какие проблемы обсуждают, как относятся друг к другу. Выводы, сделанные на таких наблюдениях, позволяют локализовать конфликты, избегать личностных кризисов. А заодно, и укрепят ваш авторитет.
- Избегайте стукачей и лизоблюдов. Определить их, как правило, не составляет труда. Как правило, они плохие работники, и тем более, никудышные друзья. А, если проблема вышла из под контроля, и работник пришел к вам «через» начальника, не торопитесь делать выводы. Изучите мнение обоих сторон. Оцените ситуацию лично.
- Выделяйте из коллектива перспективных специалистов. Обучайте их. Проверяйте через ответственные задания. Что не говори, в отпуск хочется, да и болеем мы как все люди. Надо иметь под рукой надежную «палочку-выручалочку».
- Контролируйте работу бухгалтерии. Да, это сложно. Но необходимо. Чтобы упростить работу, делайте проверку выборочно. В первую очередь следует проверить работу на участках, на которых произошла смена специалиста. Старые работники уже думают новой работе, а новым надо время, чтобы войти в курс дела. По старым работникам включайте в проверяемый период те месяцы, когда были изменения в законодательстве. Делегируйте часть работы по контролю заместителю.
- Научитесь ставить себя на место работника. Попробуйте сделать их работу. Так вы станете еще ближе к людям. Таким образом вы сможете сделать правильные выводы по организации труда и составить мнение о квалификации работника, что, несомненно, повысит ваш авторитет.
- Разбавьте скучную бумажную работу юмором. Пошутите, расскажите анекдот, поделитесь позитивной информацией. Ничто так не поднимает работоспособность, как хорошее настроение.
Напоследок. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам. И успех вам гарантирован.
Всегда ваша, Елена Жугер
Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс»