Учредитель организации не являющийся работником, хочет, чтобы организацией за счет кредитных ресурсов был приобретён автомобиль. Этот автомобиль он будет использовать по собственному усмотрению: как в личных нуждах, так и в нуждах организации (для проведения переговоров в интересах организации).
За счет, каких средств (себестоимость или прибыль) нам относить суммы кредита и процентов по нему. А также обслуживание самого автомобиля: топливо, страховка и ремонт этого авто.
Налоговый Кодекс не содержит вариаций по определению затрат, участвующих при налогообложении. А именно: статьей 130 НК РБ установлено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Это значит, что расходы на приобретение автомобиля и иные сопряжённые с его использованием расходы (топлива, проценты по кредиту, ремонт, тех обслуживание) могут быть «признаны» налоговыми только при «прямом» использовании в деятельности организации. Все понесенные расходы должны иметь документальное подтверждение (путевые листы, справки бухгалтера о начислении процентов по кредиту, акты выполненных работ по ремонту, страховое свидетельство и иное).
Обращаем внимание, что основное средство (автомобиль) должно числиться в бухгалтерском учете Покупателя автомобиля (юридического лица).
Несмотря на тот факт, что физическое лицо, является учредителем, должностных обязанностей по ведению деятельности у него не возникает. Для этого в компании назначается руководитель либо заключается договор на оказание услуг по управлению с иным физическим лицом.
Статьей 13 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» установлено, что участники хозяйственного общества вправе:
- участвовать в управлении деятельностью хозяйственного общества (акционерные общества);
- получать информацию о деятельности хозяйственного общества и знакомиться с его документацией в объеме и порядке, установленных уставом;
- принимать участие в распределении прибыли хозяйственного общества;
- получать в случае ликвидации хозяйственного общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Таким образом, учредитель имеет право безвозмездно получать информацию о деятельности, иным образом участвовать в деятельности, а также на выплату дивидендов. Иных источников дохода, в том числе и в натуральной форме законодательно не предусмотрено.
На основании изложенного, делаем вывод о том, что для того чтобы расходы на приобретение авто и его содержание участвовали при исчислении налога на прибыль, пользоваться им должна компании в лице сотрудника. Использование автомобиля учредителем буде признаваться его доходом в натуральной форме, даже не смотря на факт использования его в деятельности компании (ведение переговоров и иное).
Такие расходы не могут быть учтены в составе «налоговых» затрат.