Положение по социальному пакету организации

Для успешного ведения бизнеса важна мотивация сотрудников, повышать которую можно не только ростом заработной платы, но и предоставлением сотрудникам социального пакета.

Социальный пакет – это те дополнительные блага, которые работодатель предоставляет сотрудникам по своей инициативе и за свой счет.

Плюсы социального пакета:

noun_achievement_325714866

Социальный пакет, содержащий широкий спектр бонусов — это выгодное преимущество нанимателя на рынке труда

Document3

Суммовой предел всех бонусов и их количество законодательством не ограничены

noun_solving_25141185_16

Его можно дополнять постоянно новым содержанием

noun-selective-team-36853536

Может служить дополнительным рычагом воздействия на работников, если есть чего лишаться

economy

Социальный пакет – это неплохая возможность сэкономить, в том числе и на зарплате, на налогах и на отчислениях в ФСЗН и Белгосстрах.

noun-delegate-work-36853462

Некоторые работодатели расширяют соцпакеты, и тем самым снижают процент «текучки» кадров

Disbursement

Плюс соцпакета конкретно для работника: если сотрудник получает на руки больше денег, то это не значит, что он потратит их с той же пользой, как в случае с соцпакетом.

При составлении соцпакета следует исходить из следующего:

  • Льготы должны быть выгодны всем – сотруднику и работодателю
  • Поощрение сотрудников должно предоставляться не в денежной форме, а, например, в виде подарков, безналичной оплаты товаров, работ, услуг, предоставлении скидок при приобретении своей продукции и т.п.
  • Прозрачность и понятность бонусов и выплат.

Наниматель и сотрудник могут иметь ряд налоговых преференций по выплатам, входящим в социальный пакет:

Ряд выплат и бонусов, предусмотренных социальным пакетом, уменьшают налог на прибыль.

В соответствии с п.2.1 ст.171 Налогового кодекса в состав прочих нормируемых затрат включаются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:

  • Единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию
  • Единовременной выплаты (пособие, материальная помощь) на оздоровление

Страховые взносы по договорам добровольного страхования медицинских расходов, заключенным на срок не менее одного года в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в размерах, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)».

Суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников, начисленные в порядке, установленном законодательством, в соответствии с п.2.13 ст.170 Налогового кодекса включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль.

Выплаты и бонусы, предусмотренные социальным пакетом, учитываются при налогообложении налогом на прибыль при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Выплаты отражены в бухгалтерском учете
  2. У нанимателя имеются все основания для выплат и бонусов, в т.ч. локальные правовые акты, договоры
  3. Выплаты подтверждены первичными учетными документами, составленными в соответствии с требованиями законодательства
  4. Работники работают в организации по трудовым договорам

Справочно: Согласно п.3.34 ст.175 Налогового кодекса в состав внереализационных расходов включаются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством. Даже если сами выплаты не учитываются при налогообложении налогом на прибыль, то взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные от них, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как внереализационные расходы.

Социальный пакет – это и выгода для работника, т.к. ряд бонусов не облагаются подоходным налогом.

Не признаются объектом налогообложения следующие доходы физических лиц (п.2 ст.196 Налогового кодекса):

  • расходы организаций на проведение презентаций, юбилейных дат организации, банкетов, совещаний, семинаров, конкурсов профессионального мастерства, представительских и иных мероприятий, связанных с осуществляемой организациями деятельностью;
  • расходы организаций на материальное обеспечение, на проведение спортивных, спортивно-массовых, культурных мероприятий, а также мероприятий, приуроченных к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням;
  • стоимость воды, безалкогольных напитков, продуктов питания, одноразовой посуды, предметов личной гигиены, приобретенных организациями для общего пользования, живых цветов, средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, дезинфицирующих средств, выданных спортивной формы, униформы, фирменной одежды, специального снаряжения;
  • стоимость транспортных услуг по перевозке к месту работы и обратно, а также при исполнении трудовых обязанностей, оказанных за счет денежных средств организаций-мест основной работы;
  • в размере оплаты или возмещения нанимателем стоимости жилищно-коммунальных и (или) иных услуг, если обязанность по оплате или возмещению таких услуг возложена на него соответствующим договором найма, аренды
  • Освобождены от подоходного налога в суммах, предусмотренных статьей 208 НК:

    • Cтоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций
    • Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы, и др.

    Следующие выплаты, начисленные в пользу работников, не облагаются взносами в ФСЗН и Белгосстрах:

    • Выходное пособие до девяти среднемесячных зарплат в связи с выходом на пенсию, выплачиваемое в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением
      • Суммы средств работодателя, направляемые (возмещаемые) на:
      • обеспечение работников бутилированной питьевой или минеральной водой, безалкогольными напитками, продуктами питания, одноразовой посудой, предметами личной гигиены, приобретенными для общего пользования, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, антисептическими лекарственными и дезинфицирующими средствами, питанием, получаемыми в связи с проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий;
      • приобретение живых цветов;
      • оплату транспортных услуг по перевозке работников к месту работы и обратно, а также при исполнении работниками трудовых обязанностей;
      • обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью, в размере стоимости такого обучения, а также на возмещение расходов по проезду к месту обучения и обратно, найму жилого помещения, выплате суточных (стипендий) в период обучения в порядке и размерах, установленных законодательством;
      • приобретение (компенсацию стоимости) путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь детям работников, а также бесплатно выдаваемых работникам подарков в виде билетов на детские мероприятия (представления) и (или) кондитерских изделий их детям в связи с отмечаемым праздничным днем – Новым годом;
      • проведение профилактических прививок (вакцинации);
      • проведение презентаций, совещаний, семинаров, конкурсов профессионального мастерства, юбилейных дат организации, определенных в соответствии с Налоговым кодексом банкетов, представительских и иных мероприятий, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью;
      • проведение спортивных, спортивно-массовых, культурных мероприятий, а также мероприятий, приуроченных к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням;
    • Не облагаются взносами в ФСЗН и Белгосстрах выплаты, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные работником в виде материальной и (или) иной помощи, оплаты стоимости путевок, билетов на культурные мероприятия, услуг физкультурно-оздоровительного характера, включая оплату абонементов, призов, подарков, от работодателя (2023 год): по основному месту работы, – в размере 2821 руб. в течение календарного года; при работе по внешнему совместительству, – в размере (применительно к каждому работодателю) 186 руб.

    Законодательство не требует от организаций обязательного наличия Положения по социальному пакету

    Но наличие Положения по социальному пакету позволяет:

    • Оптимизировать налогообложение
    • Упростить документооборот, связанный с начислением выплат
    • Минимизировать ошибки в начислении подоходного налога, взносов в ФСЗН и Белгосстрах
    • Повысить конкурентоспособность организации как нанимателя на рынке труда
    • Зафиксировать «правила игры»: и работники, и руководство будут знать, какие бонусы, в каких случаях и кому положены

    Разработанное положение решит следующие вопросы:

    1

    Систематизация выплат и бонусов, входящих в социальный пакет:

    • оплата дней дополнительного поощрительного отпуска и отпуска, предоставляемого отцу в связи с рождением ребенка;
    • организация питания сотрудников (предоставление питания, его оплата, скидки на питание, удешевление питания);
    • расходы на проведение корпоративных мероприятий;
    • доставка сотрудников транспортом к месту работы и обратно;
    • подарки и сертификаты сотрудникам и членам их семей;
    • путёвки для сотрудников и членов их семей в санатории, пансионаты, детские лагеря;
    • выплаты и расходы, связанные с образованием сотрудников, возмещение сотрудникам стоимости курсов, экзаменов;
    • выходное пособие в случаях, не предусмотренных законодательством;
    • выплаты бывшим работникам, в т.ч. пенсионерам;
    • сохранение среднего заработка в период освобождения от работы до 3-х дней по Указу №143;
    • оплата расходов по проживанию сотрудника и членов его семьи.
    • абонемент сотрудникам в спортивные и оздоровительные организации;
    • дисконтные программы на продукцию и услуги нанимателя;
    • предоставление займов сотрудникам на льготных условиях;
    • выплаты и бонусы, связанные с улучшением жилищных условий сотрудников: строительство жилья по льготным ценам, субсидии на приобретение или строительство жилья и т.п.;
    • добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии в страховых организациях.

    2

    Закрепление выплат и их размеров в зависимости от определенных критериев: должности, стажа работ в организации, характера работы, востребованности профессии и т.п.

    3

    Порядок документального оформления предоставления сотрудникам выплат и бонусов.

    4

    Порядок документального оформления лишения сотрудников выплат и бонусов за дисциплинарные проступки.

    5

    Порядок выплат при нахождении сотрудника в отпуске, при временной нетрудоспособности сотрудника, при его освобождении от работы.

    6

    Обоснование проведения корпоративных, культурно-массовых, спортивных мероприятий за счет нанимателя.

    7

    Порядок включения выплат в состав затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, в состав внереализационных расходов.

    8

    Закрепление бонусов для основных работников и для совместителей с учетом всех особенностей работы организации.

    9

    Оформление первичных учетных документов по выплатам.

    Результат разработанного положения:

    1. Систематизация всех социальных выплат – создание единого документа для всех сотрудников организации.

    2. Повышается конкурентоспособность нанимателя на рынке труда: расширенный социальный пакет способен привлечь более мотивированных и профессиональных сотрудников, а риск его потерять заставляет сотрудников постоянно держать себя в тонусе в плане соблюдения трудовой дисциплины, повышения производительности труда и повышения собственной квалификации.

    3. Исключение ошибок по налогам (налог на прибыль, подоходный налог) и по взносам в ФСЗН и Белгострах в связи с отсутствием документального оформления выплат, а также в связи с их «несоциальным» характером.

    Кому нужно положение по социальному пакету?

    Руководителю организации

    Устанавливает единые правила и порядок оформления бонусов для всех сотрудников организации, позволяет оптимизировать налогообложение и взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

    Бухгалтерии, кадровой службе

    Упрощает процесс назначения и осуществления выплат: понятно, кто и какие документы должен оформлять.

    Сотруднику

    Социальный пакет – приятный стимул, чтобы хорошо работать. Ведь медицинская страховка «отменяет» очереди в поликлинике, а доставка до места работы – общественный транспорт. Питание на рабочем месте экономит семейный бюджет, а корпоративы и мероприятия по «тимбилдингу» только укрепляют корпоративный дух организации. Сотрудник 100 раз подумает, прежде чем терять хороший социальный пакет!

    Примерное содержание Положения*:

    1. Общие положения. Термины и определения
    2. Порядок установления выплат и бонусов
    3. Порядок лишений выплат и бонусов
    4. Документальное оформление
    5. Заключительные положения
    6. Приложения
    *По мере разработки Положения план может изменяться в зависимости от потребностей клиента.

    Приложения к положению по социальному пакету:

    • Приказ на организацию питания сотрудников
    • Форма отчета и сметы на проведение корпоративного мероприятия
    • Перечень сотрудников (профессий и должностей), подлежащих добровольному медицинскому страхованию
    • Форма приказа об организации доставки сотрудников к месту работы и обратно транспортом
    • Форма приказа и ведомости выдачи сертификатов и подарков
    • Форма приказа освобождение работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней с сохранением среднего заработка за этот период
    • Форма договора займа с сотрудником

    Варианты разработки:

    Вариант “Эконом”

    noun_Saving_3533474_5

    Анализ и актуализация действующего Положения в организации

    Стоимость: от 600 рублей

    Срок выполнения от 7 рабочих дней

    Вариант “Стандарт”

    noun_quality_1879002_6

    Разработка Положения без учета особенностей организации

    Стоимость: от 1200 рублей

    Срок выполнения от 7 рабочих дней

    Вы получите готовое положение без учета особенностей организации со стандартными приложениями

    Вариант “Бизнес”

    business

    Разработка с учетом особенностей организации

    Стоимость: от 1500 рублей *

    Срок выполнения от 10 рабочих дней.

    Вы получите готовое положение с учетом особенностей организации со стандартными приложениями

    *В зависимости от специфики деятельности организации

    Заполните анкету  и узнайте точную стоимость разработки Положения по социальному пакету организации