16 октября 2017 года Президент Беларуси подписал Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376).
Основная цель документа – ограничение контрольной функции государства и вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.
Указом № 376 внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ (далее по тексту – Указ 510). Фактически, Указ № 510 полностью переписан. Документ практически полностью изменил ранее действовавшие нормы в области контрольной деятельности и реализовал, правда, не все, но давно анонсируемые правительством меры по послаблению контроля за бизнесом.
Указ № 376 предусматривает смещение акцента в деятельности контролеров с проверки на профилактику, вводит применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.
Полностью исключен плановый контроль. Государственный контроль (надзор) по новым правилам может осуществляется в виде выборочной проверки, внеплановой проверки, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера.
Основными мерами воздействия на субъектов должны стать меры профилактического и предупредительного характера в виде:
- проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
- проведения семинаров, круглых столов и другого.
Указом № 376 введены НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ:
- Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.
- Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
- В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
- Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
В измененном варианте изложен пункт 4 Указа № 510. Теперь запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:
- государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
- присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
- создания – представительств иностранных организаций;
- ввода в эксплуатацию объекта строительства – в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;
- первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;
- первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
Такого понятия как «Координационный план проверок» теперь не будет, введено новое название — «План выборочных проверок».
Для того, чтобы субъект был включен в «План выборочных проверок», должны быть веские основания в виде информации, которую контролирующий орган будет собирать и накапливать о субъекте хозяйствования. Источниками информации будут служить разработанные в будущем критерии оценки степени риска, контрольный список вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии), иная информация, полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера, полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам, а также иная информация, полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
Жалоба сможет стать основанием для проверки только при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения или факты возникновения угрозы причинения либо причинения вреда либо после подготовки внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. Анонимное заявление не будет являться основанием для проведения внеплановых проверок
И, что важно, в ходе внеплановой проверки будут проверятся только те вопросы, которые послужили основание для назначения проверки.
Указом № 367 ограничены периоды, за которые проводится проверка:
- проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий пяти календарных лет;
- по остальным проверкам – три календарных года.
Например. В организацию в ноябре 2017 пришла налоговая проверка. Проверяемый период (пятилетний срок) при проверке налоговых обязательств будет начинаться с ноября 2012 года. По остальным вопросам период проверке будет начинаться с ноября 2014 года.
Субъектов, которые не осуществляли деятельность в течение 36 месяцев подряд (понимается отсутствие движения денежных средств по счетам, открытым в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки) будут ликвидироваться без налоговой проверки.
Указом № 367 налоговые органы наделены правом обращаться в экономический суд с иском о ликвидации субъекта в случае выявления грубых нарушений законодательства. Критерии оценки «грубое нарушение» не установлены. Учредители таких субъектов, ликвидированных судом за грубые нарушения законодательства, будут не вправе регистрировать новые субъекты хозяйствования в течение 1 года с даты ликвидации.
В Указ № 367 введена норма, что при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) определять на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Аналогичная норма до настоящего времени содержится в статье 81 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь.
Определен ряд сфер деятельности, которые не подлежат регулированию нормами названного Указа. Со слов разработчиков, данные нормы будут воспроизведены в иных нормативных актах.
Безусловно, прогрессивной нормой является установление мер ответственности к должностным лицам контролирующего органа за грубые нарушения требований к порядку организации и проведения проверок.
Так, совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью второй настоящего пункта, –влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.
Невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала) либо нарушение установленного порядка назначения проверки, в том числе ее необоснованное назначение, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.
Виновные деяния должностных лиц, выразившиеся в ненадлежащем или несвоевременном выполнении норм настоящего Указа, повлекшем причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.
В Указе № 376 по прежнему не определены меры ответственности к должностным лицам контролирующих органов за причинение вреда своими действиями и порядок определения ущерба. Например, налоговая инспекция написала акт проверки с необоснованными выводами, которые через 5 месяцев были отменены вышестоящей инспекцией. Суммы необоснованно доначисленных налогов и штрафов были взысканы в бюджет и их возврат спряжен аналогично с определенными временными процедурами и потерями. Задекларированные нормы в части признания принципов невиновности субъектов без наличия достаточных доказательств и неоднозначного толкования норм законодательства действовали и раньше, но не применялись на практике.
На 2018 год план выборочных проверок формироваться не будет, а это значит, что будут проводиться только внеплановые проверки.