Всё большую популярность среди бизнеса получает аутстаффинг персонала. Это привлечение стороннего персонала для выполнения компаниями своих собственных задач. Рассмотрим практические ситуации, связанные с отражением в бухгалтерском и налоговом учете расходов на аутстаффинг.
Ситуация 1
Производственная компания заключила договор аутстаффинга персонала, для работы в основном производстве. Стоимость услуг аутстаффинговой компании – 10 000 руб. в месяц. Как отразить данные суммы в бухгалтерском и налоговом учете для налогообложения прибыли?
В бухгалтерском учете это затраты, формирующие себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Для налогообложения налогом на прибыль они признаются затратами по производству и реализации.
Обоснование. Согласно п.9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция №102), себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг включает прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам.
Согласно п.1 ст.170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Ситуация 2
Заказчик направляет персонал аутстаффинга в служебную поездку в другой населенный пункт. Проезд и проживание персонала были оплачены заказчиком в безналичном порядке, это предусмотрено договором. Учитываются ли эти затраты при налогообложении прибыли?
Учитываются в составе затрат по производству и реализации, т.к. они связаны с производственной деятельностью заказчика.
Обоснование. Для персонала аутстаффера такая поездка является служебной командировкой и возмещать расходы персоналу должен их наниматель, т.е. аутстаффинговая компания (ст.95 Трудового кодекса). Но по договору аутстаффинга в этой ситуации именно заказчик несет ответственность за проезд и проживание персонала в служебных поездках.
Ситуация 3
Заказчик приобрел для персонала аутстаффинговой компании средства индивидуальной защиты и специальную одежду и выдал их персоналу. Можно ли отразить стоимость этих запасов как затраты по производству для целей бухгалтерского и налогового учета?
Данные расходы не включаются в затраты по производству для целей бухгалтерского и налогового учета.
Обоснование. Согласно п.9 – 12 Инструкции №102 для отражения в бухгалтерском учете расходов в составе себестоимости, общепроизводственных расходов, расходов на управление или на реализацию, они должны носить производственный характер. Для налога на прибыль такое же требование (п.1 ст.170 Налогового кодекса).
Здоровые и безопасные условия труда, в т.ч. обеспечение средствами индивидуальной защиты персоналу аутстаффинга должен обеспечивать их наниматель – аутстаффинговая компания.
Ситуация 4
Фирме, применяющей УСН, со штатом 50 человек нужен дополнительный персонал на полтора года для реализации бизнес-проекта. Но его найм приведет к прекращению применения УСН, что крайне негативно скажется на бизнесе. Руководство решило привлечь аутстаффинг. Сможет ли фирма дальше применять УСН?
Обоснование. Согласно п.6 ст.327 Налогового кодекса применение плательщиками упрощенной системы прекращается с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором численность работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно превысила 50 человек. Но «арендованный» персонал является сотрудниками аутстаффинговой компании и не увеличивает штатную численность плательщика.
Но здесь следует обратить внимание на налоговые риски, которые могут быть вызваны применением п.4 ст.33 Налогового кодекса.
Поэтому привлечение компанией аутстаффингового персонала должно быть обусловлено экономическими и производственными причинами и иметь надлежащее экономическое обоснование на случай налогового спора.
Ситуация 5
Если по договору аутстаффинга заказчику предоставляется управленческий персонал, затраты на аутстаффинг являются нормируемыми затратами?
Для целей налогообложения прибыли эти затраты не нормируются, т.к. по договору аутстаффинга оказываются не управленческие услуги, а услуги по предоставлению персонала.
Согласно п.1.4 ст.171 Налогового кодекса к нормируемым затратам относятся расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством.
В свою очередь, управленческие услуги – услуги по управлению организацией (или ее подразделениями, или направлениями деятельности этой организации), осуществлению организационно-распорядительных, контрольных функций в отношении производства, технологического и (или) иного процессов, рисков, имущества, закупок, сбыта (п.2.29 ст.13 Налогового кодекса).
По бухгалтерскому учету и налогообложению расходов на аутстаффинг могут возникать вопросы. Не тратьте на них время. Время надо тратить на развитие Вашего бизнеса!
В ООО «БелАудитАльянс» есть Консультационный центр, в котором работают аудиторы и налоговые консультанты. Они занимаются консультированием клиентов по телефону в режиме «Горячая линия», в офисе при личной встрече, а также готовят ответы в письменной форме.