Учетная политика – это своего рода настольная книга бухгалтера…и проверяющих. Это так же источник экономии денежных средств за счет отсутствия штрафов и пеней по налогам, оптимизации, например, за счет создания резерва на оплату отпусков и т.д. Поэтому так важно ей уделять предельное внимание.
С 1 января 2021 года плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, положение об учетной политике на текущий налоговый период. (подп. 1.4.2 п.1 ст.22 НК). С учетом того, что все коммуникации с налоговой происходят в электронном виде, заменить страничку, как ранее делали отдельные организации, уже не получится.
Любая организация, которая в соответствии с законодательством обязана вести бухгалтерский учет, сталкивается с необходимостью:
- формирования;
- утверждения;
- а в дальнейшем и пересмотра отдельных положений учетной политики.
Перед началом каждого отчетного года организации необходимо проверить свою учетную политику на современность, так как законодательство меняется динамично и отдельные положения учетной политики могут потерять актуальность.
Так, с 1 января 2023 года вступили в силу следующие нормативные акты, влияющие на положение по учетной политике:
- Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»(новая редакция)
- Указ № 430 «О списании курсовых разниц»
- Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов №37/18/6 (новая редакция)
- Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы» (справочно – меняет подход к отнесению к объектам основных средств и запасов, исключая стоимостной критерий отнесения и т.д.)
- Налоговый Кодекс (в новой редакции)
- Постановление Совмина от 30.12.2022 № 962, которым скорректировано в том числе постановление от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов»
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2022 № 61 «О бухгалтерском учете курсовых разниц», которым утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» и др.
Как учетная политика решает вопросы с налоговой оптимизацией
Например, как не потерять УСН в 2023 году, включив соответствующие условия в учетную политику
Организация-комиссионер в 2022 году применяет УСН. Согласно условий договоров денежные средства за приобретенные товары в полном объеме перечисляются на счет организации-комиссионера.
Организация-комиссионер полученную сумму за вычетом причитающейся суммы комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды перечисляет комитенту.
В случае сохранения в 2023 г. такого же порядка расчетов за товары в рамках исполнения договоров комиссии как и в 2022 г., организация-комиссионер с 1 января 2023 г. лишится права на применение УСН на основании ч.1 подп.2.1.6 п.2 ст.324 НК-2023.
В рассматриваемой ситуации право на УСН в 2023 г. сохранится при условии отражения организацией-комиссионером в своей учетной политике решения о признании поступающих ей за товары сумм денежных средств (причитающихся комитенту и не составляющих ее валовую выручку) внереализационными доходами, указанными в подп.3.43 п.3 ст.174 НК-2023, и включения этих сумм в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН (п.174 ст. 2 Закона №141-З, ч.1 и 4 подп.2.1.6 п.2 ст.324, подп.5.1 п.5 ст.328 НК-2023).
Кроме того, организации в 2023 году вправе также воспользоваться:
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2022 №380 «О начислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2022-2023 годах», которое предусматривает возможность организаций не начислять амортизацию при включении соответствующего условия в учетную политику
- Указом Президента Республики Беларусь от 08.04.2021 № 140 «О выбытии имущества», которое позволяет организациям с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г:
- списывать убыток при выбытии основных средств и вложений в долгосрочные активы не на финансовые результаты, а за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
- при приеме безвозмездно полученного имущества определять его первоначальную стоимость по остаточной стоимости (стоимости), числящейся в бухучете передающей стороны на 1-е число месяца, в котором произошла его передача (п.1 Указа №140).
Справочно: организации имеют право применять Указ №140 выборочно, например, при выбытии имущества согласно п.2 Указа №140, и не применять при определении первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества и наоборот. Указ №140 целесообразно использовать для оптимизации активов и недопущения убытка.
Как показывает практика проверок, крупные организации, как правило, ежегодно уделяют значительное внимание анализу действующей учетной политики , ее актуализации, так сказать, «улучшению» ее содержимого. В то же время, для ряда организаций учетная политика по-прежнему является формальностью. Поэтому и не редкость — вопросы и проблемы, возникающие при проверках.
Частые ошибки в учётной политике
Часто встречающимися ошибками, выявляемыми в ходе аудиторских проверок и (или) экспертиз ЛНА являются следующие:
- Несоответствие в целом или отдельных положений учетной политики действующему законодательству, а так же несоответствие данных учетной политики отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете, что может в свою очередь повлиять на:
- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- исчисление налогов;
- вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности.
- Не отражение методики для хозяйственных операций, для которых в законодательстве предусмотрена вариантность либо данный вопрос вовсе не урегулирован в законодательстве. В такой ситуации налоговые органы вправе произвести доначисление налогов и у организации не будет аргументов для возражений)
- Внесение изменений в учетную политику в середине года
- Ссылка на недействующие документы и применение устаревших норм
- Отсутствие:
- утвержденного плана счетов организации, а так же несоответствие утвержденного плана счетов счетам, используемым в деятельности организации;
- отсутствие утвержденных форм первичных учетных документов;
- отсутствие утвержденного порядка проведения инвентаризации.
- Использование шаблонов первичных документов, не соответствующих виду деятельности организации, не учитывающих специфику деятельности и применяемую систему налогообложения и др.
Примеры камеральных проверок налоговых органов, для выявления нарушения по которым использована учетная политика
- Не соответствие распределения налоговых вычетов по НДС, например, в учетной политике указано, что распределение производится методом раздельного учета, а согласно предоставленной декларации – методом удельного веса или наоборот
- Не соответствие налогового периода по НДС, например, декларации предоставляются ежемесячно и вычеты, возврат с бюджета осуществляются так же ежемесячно, а в учетной политике организации указано, что отчетный период квартал
- Не верное распределение вычетов прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам
- Не верное определение дня отгрузки товаров в целях исчисления НДС (в данном случае сопоставляются сведения учетной политике, ЭСЧФ и др. информация)
и др.
Вышеперечисленные нарушения ведут к недоплате налогов в бюджет, штрафам и административной ответственности. И, чем больше будет в дальнейшем проверяемый период, тем больше финансовых потерь будет для организации.
Поэтому важно сейчас пересмотреть свою учетную политику и актуализировать ее с учетом требований законодательства и потребностей организации.