Slide

Семинар
27 октября 2022

Налоговая безопасность бизнеса-2022

совместно с адвокатом Елизаветой Ярмош

Календарь важных дел на август 2022 года и обзор новостей законодательства, требующих внимания

  • Запись опубликована:10 августа, 2022

10 августа     

  • ЭСЧФ в отношении каждого оборота по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имущественных прав за июль 2022 г.
  • ЭСЧФ по реализации товаров по розничным ценам, по которым в июле 2022 г. продавцом получено требование о выставлении ЭСЧФ (п.5, 6 ст.131 НК).

15 августа

  • ЭСЧФ в отношении оборотов по возмещению, не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подп.2.12 и (или) 2.20.2 п.2 ст.115 НК.
  • ЭСЧФ при передаче налоговых вычетов в порядке, предусмотренном подп.25.1 и 25.2 п.25 ст.133 НК, при передаче возмещаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (налоговых вычетов) в июле 2022 г. (п.5 ст.131 НК).
  • Представление промежуточной индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности крупными плательщиками.

Справочно

На организации, включенные в перечень крупных плательщиков, возложена обязанность не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом по установленным формам представлять в виде электронного документа в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность (за исключением месячной отчетности) (п. 6 статьи 82 НК).
За непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности в налоговый орган предусмотрена административная ответственность (статья 14.6 КоАП)  в виде наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня, не является административным правонарушением.

22 августа (не только предоставление деклараций, но и уплата платежей в бюджет, т.к. 20.08.22 – суббота)

Предоставление деклараций (расчетов):

  • налоговая декларация (расчет) по НДС (часть I) за июль 2022 г. для организаций, у которых отчетный период – календарный месяц (п.1 ст.136 НК);
  • налоговая декларация (расчет) по НДС (часть II) по импортированным товарам с территории государства, являющегося членом ЕАЭС, и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов за июль 2022 г. (п.20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014));
  • ЭСЧФ в случаях, не требующих его выставления покупателю (получателю), а также при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь и при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, за июль 2022 г. (пп.8 и 9 ст.131 НК);
  • ЭСЧФ по анализируемым сделкам, указанным в пп.1 и 2 ст.88 НК, за июль 2022 г., если в соответствии со ст.131 НК создание ЭСЧФ по ним не предусмотрено (п.231 ст.131 НК);
  • налоговая декларация (расчет) по акцизам (часть I) за июль 2022 г. по импортированным товарам с территории государства, являющегося членом ЕАЭС, и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • налоговая декларация (расчет) по акцизам (часть II) за июль 2022 г. (п.1 ст.163 НК);
  • налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за II квартал 2022 г.:
    • в котором имели место обстоятельства перечисленные в п.11 ст.241, п.4,.5, 7, 8 и 9 ст.243 НК;
    • с которого имел место переход с особого режима налогообложения, не предусматривающего исчисление и уплату земельного налога, на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения, предусматривающий исчисление и уплату земельного налога;
    • с которого земельные участки использовались с нарушением установленного порядка (п.2 ст.244 НК).
  • расчет суммы арендной платы юридическими лицами либо соответствующие изменения в указанный расчет за июль 2022 г., если:
    • возникло основание для определения размера арендной платы, установленное в подп.1.1 п.1 Указа № 160;
    • произошел переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок);
    • утрачено право на применение льготы по арендной плате) (п.23 Положения № 160).
  • налоговая декларация (расчет) по оффшорному сбору за июль 2022 г.

Уплата в бюджет:

  • НДС
  • земельный
  • акцизы
  • оффшорный сбор и др.

Приведение норм договора аренды в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от 18.07.2022 № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» и информирование налогового органа

Согласно  ст. 4, 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2022 № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» с 23 сентября 2022 г. по 1 января 2024 г. арендодатель не имеет права определять в договоре аренды размер арендной платы за пользование имуществом в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте и для договоров аренды, заключенными ранее  необходимо приведение в соответствие с выше указанными требованиями до 23 сентября 2022 г.

Организации или ИП должны представить в налоговый орган по месту постановки на учет копии дополнительного соглашения к договору финансовой аренды (лизинга), договору аренды капстроения (здания, сооружения), его части, иного возмездного или безвозмездного пользования, заключенного с физлицом, в т.ч. выступающим в качестве ИП, в течение 30 календарных дней со дня составления (п. 18 ст. 232 НК).

За непредставление в установленный срок договоров (доп. соглашений) в налоговый орган предусмотрена административная ответственность в виде наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (статья 14.6 КоАП).

Платежная система на новом стандарте

С 1 августа 2022 года по требованиям нового стандарта платежные инструкции, в том числе постоянно действующие платежные поручения, должны включать информацию о:

  • стране регистрации нерезидента
  • статусе стороны
  • коде назначения платежа

Код назначения платежа – обязательный реквизит к заполнению.
За правильность проставления кодов в платежной инструкции (платежном поручении, квитанции и пр.) отвечает плательщик.

Компенсация за работу вахтовым методом

Минтруда и соцзащиты изменило Инструкцию о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).

С 03.08.2022 вводится новое основание для установления работникам компенсации за производство работы вахтовым методом.

Компенсация должна устанавливаться работникам и при организации работ в госучреждениях соцобслуживания, осуществляющих стационарное соцобслуживание, отделениях круглосуточного пребывания территориальных центров соцобслуживания населения в условиях эпидемиологической ситуации, требующей проведения иных санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию.

Справочно

Размер и порядок компенсаций за вахтовый метод не изменились, т.е. компенсации не могут превышать размера норм суточных, установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках.
Перечни профессий и должностей работников, которым устанавливаются компенсации, размеры, порядок, условия их выплаты определяются нанимателем.

Отдельные хозоперации для корректировки налоговой базы и сумм налогов в ходе проверок

Постановлением Совмина от 15.07.2022 №465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» установлены основания для отнесения действий или событий к хозоперациям, по которым может быть применена корректировка налоговой базы или сумм налогов по абз. 3 п. 4 ст. 33 НК.

Основаниями для отнесения действий или событий к хозоперациям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться:

  1. Указание недостоверных сведений в первичных учетных документах при реализации товаров на внутреннем рынке по ставке НДС в размере 10% по ценам ниже их себестоимости (цены приобретения), что повлекло за собой превышение вычетов по НДС над общей суммой исчисленного НДС по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — объекты), и вычет сумм НДС в полном объеме независимо от сумм исчисленного НДС по реализации объектов.
  2. Реализация товаров (работ, услуг) с применением ставки НДС в размере 0% или 10% для получения права на зачет и (или) возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС по реализации в полном объеме в сумме, многократно превышающей оборот по реализации объектов.
  3. Создание условий, формально удовлетворяющих требованиям законодательства, для пролонгирования предельного срока использования налоговых льгот, в том числе пониженных ставок и преференций.
  4. Заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, которые фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми).
  5. Реализация основных средств, товарно-материальных ценностей юридическим, физическим лицам, ИП по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной, с дальнейшей продажей указанными лицами этого имущества по рыночной (близкой к рыночной) стоимости.
  6. Намеренная государственная регистрация нескольких юридических лиц, ИП либо намеренное разделение деятельности между юридическими лицами, ИП, имеющими право на применение особых режимов налогообложения, налоговых льгот.

При оценке данных действий в ходе проверки в совокупности подлежит изучению деятельность таких участников, в том числе по вопросам:

  • Их прямой или косвенной взаимозависимости (аффилированности)
  • Наличия у них трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов, достаточных для осуществления реальной предпринимательской (экономической) деятельности в своих интересах и на свой риск
  • Принятия управленческих решений
  • Налоговой нагрузки
  • Осуществления связанных между собой направлений (видов) деятельности

Данный перечень является примерным и незакрытым.

На субъектов хозяйствования возлагается обязанность доказывать размер (оценку в стоимостных показателях) документально не подтвержденных хозопераций, совершенных с юридическими и (или) физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, фактически исполнявшими обязательства по сделке для целей принятия к учету в ходе проверки фактически понесенных расходов и (или) фактически полученного дохода.

Выборочные проверки Фонда социальной защиты населения в августе 2022 года

Перечень субъектов хозяйствования, которые согласно планам выборочных проверок будут проверяться органами Фонда социальной защиты населения в августе 2022 года размещен на сайте ФСЗН.

С ним можно ознакомиться по ссылке: www.ssf.gov.by

Возможность принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования

Продлевается до 1 сентября 2022 г. возможность принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования субъектами хозяйствования, у которых наступила обязанность использовать кассовое оборудование с 10 октября 2021 г., и с которыми РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» заключены до 10 октября 2021 г. договоры на подключение кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), но не обеспечена возможность подключения к СККО.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: www.nalog.gov.by

Норматив бронирования средств для выплаты зарплаты

В соответствии с Указом от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера БПМ для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника.

С 10 августа норматив бронирования средств на выплату зарплаты составляет 552 рубля 9 копеек (письмо Минтруда и соцзащиты от 29.07.2022 № 8-17/154/11).

Размер бюджета прожиточного минимума

Постановление Минтруда и соцзащиты от 21.07.2022 № 47 установлены новые размеры БПМ в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 августа по 31 октября 2022 г. БПМ в среднем на душу населения установлен в размере 328,50 руб. (справочно: с 1 мая по 31 июля 2022 г. – 311,15 руб.).

Справочно

Пропорционально росту БПМ изменятся и размеры:

  • Государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
  • Социальных пенсий и повышений к пенсиям, которые предусмотрены для отдельных категорий пенсионеров, доплат и надбавок пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите,  пособий по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей с 1 августа 2022 года

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2022 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]