Новости законодательства на 30 июня 2022 года

  • Запись опубликована:30 июня, 2022

1. Начисление амортизации с 1 июля 2022 года

Совет Министров принял постановление от 09.06.2022 № 380 «О начислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2022-2023 годах».

Согласно данного документа организации и ИП вправе принять решение о неначислении амортизации на период с 1 июля по 31 декабря 2022 года и (или) с 1 января по 31 декабря 2023 года по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.

При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования указанных объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.

При принятии решения о неначислении амортизации следует исходить  из финансового положения организации, а также следует обратить внимание, что при принятии решения о неначислении амортизации организация на время лишается инвестиционного вычета.

Рассмотрим некоторые минусы не начисления амортизации:

  1. не возможность применить инвестиционный вычет в этот период;
  2. остаточная стоимость объектов не уменьшается, а следовательно налоговая база по налогу на недвижимость по этим же объектам не уменьшится по состоянию на 1 января следующего года;
  3. организация механически продлит на бумаге срок службы и при выбытии объекта в связи с невозможностью дальнейшего использования приведет к одномоментному  списанию затрат на убыток;
  4. себестоимость  продукции, товаров, работ, услуг механически занижается, а финансовый результат увеличивается и т.п.

Организация вправе внести изменения в учетную политику и оговорить в ней не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ею в предпринимательской деятельности с 1 июля по 31 декабря 2022 г. и (или) с 1 января по 31 декабря 2023 г.).

Перед внесением изменений в учетную политику необходимо определиться со следующими вопросами по не начислению амортизации:

  • по всем объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности;
  • по отдельным объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности (следует привести перечень таких объектов);
  • по всем объектам нематериальных активов, используемым в предпринимательской деятельности;
  • по отдельным объектам нематериальных активов, используемым в предпринимательской деятельности (следует привести перечень таких объектов).

2. О налогообложении НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом

На сайте МНС опубликовано письмо Министерства транспорта и коммуникаций и МНС от 06.06.2022 № 03-01-03/4966/2-1-10/03406, разъясняющее порядок налогообложения  НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом.

Согласно данного письма международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые в условиях ограничений, установленных Евросоюзом, оформляются CMR-накладной таким образом, что каждый из перевозчиков, который в ней указан (графы 16-17 CMR-накладной), является стороной договора международной перевозки груза на указанных в CMR-накладной условиях и выполняет часть такой международной перевозки, завершая либо начиная ее на каком-либо этапе.

При заполнении CMR-накладной в графе 2 (место принятия груза) и графе 4 (место доставки груза) указываются разные государства, что подтверждает следование груза по международному маршруту.

Услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказанные в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь, относятся также к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0%, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

  • место принятия (доставки) груза расположено на территории Евросоюза либо маршрут следования груза проходит транзитом по территории Евросоюза;
  • заявка заказчика, договор, заказ-поручение или другой аналогичный документ содержат указание маршрута международной перевозки груза и его соответствующей части по территории Республики Беларусь;
  • грузовой автомобиль или седельный тягач следовали в специально установленные места (из специально установленных мест), определенные (определенных) Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств», для совершения грузовых операций и (или) перецепки этих транспортных средств;
  • услуга по международной перевозке груза в части перевозки груза по территории Республики Беларусь оказана юридическими лицами и (или) ИП Республики Беларусь, имеющими в соответствии с законодательством право на выполнение международных автомобильных перевозок и попавшими под действие введенных Евросоюзом ограничений;
  • международная перевозка груза осуществлена последовательно несколькими перевозчиками и оформлена единой CMR-накладной;
  • оформленная CMR-накладная (ее копия) содержит, в т.ч. реквизиты последующего перевозчика (графа 17 CMR-накладной), дату о получении груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом, удостоверенную им при завершении международной перевозки груза (графа 24 CMR-накладной).

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: www.nalog.gov.by

3. Плановых налоговых проверок на 2 полугодие 2022 года не запланировано

На сайте КГК размещен план выборочных проверок на 2-е полугодие 2022 года. Налоговые проверки  при этом не запланировано. Организации, как и ранее будут проверяться на «удаленке», то есть с использованием камерального контроля.

Пример 1 (по Минской области)

За 1 квартал 2022 года по результатам камерального контроля в адрес плательщиков Минской области направлено порядка 1000 уведомлений с предложением корректировки налоговых обязательств. В результате чего плательщиками в добровольном порядке представлены налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, в которых сумма налогов, подлежащая доплате в бюджет, составила 17,4 млн. руб., разница между общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), и суммой налоговых вычетов, уменьшена на 4,9 млн. руб.

Среди наиболее распространенных вариантов уклонения от уплаты подоходного налога и выплаты заработной платы «в конвертах» является привлечение наемных работников без их официального трудоустройства.

Только в 1 квартале текущего года в рамках камерального контроля в адрес организаций направлено 1885 уведомлений и сообщений, по результатам которых добровольно уплачено подоходного налога порядка 400 тыс. рублей.

Пример 2 (возврат НДС)

Инспекцией МНС по Новобелицкому району г. Гомеля в ходе проведения последующего этапа камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) по НДС ООО «В», осуществляющего розничную торговлю фруктами, установлено необоснованное завышение налоговых вычетов.

Так, в состав налоговых вычетов была включена сумма в размере 2 млн рублей от стоимости услуги по перевозке грузов на основании электронного счета-фактуры, выставленного ООО «Г» (поставщик услуги) за декабрь 2021 года, который был подписан ООО «В» в апреле 2022 года.

В ходе аналитических мероприятий инспекцией МНС установлено, что стоимость услуг по перевозке грузов, оказанных ООО «В», значительно выше стоимости оказываемых иными перевозчиками аналогичных услуг.

 Кроме того, установлена взаимозависимость между заказчиком и исполнителем – бухгалтер ООО «В» является руководителем и учредителем ООО «Г».

В действиях взаимозависимых организаций усматриваются признаки формального документооборота между организациями по указанной хозяйственной операции для получения налоговой выгоды ООО «В» в виде возврата НДС из бюджета.

В адрес организации направлено уведомление с предложением представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы.

Пример 3

Инспекцией МНС по Фрунзенскому району г. Минска № 1 при проведении последующего этапа камеральной проверки в отношении ООО          «М» установлено неправомерное принятие к вычету сумм НДС по приобретенным основным средствам за 1 квартал 2022 года, не принятым к вычету в прошлом налоговом периоде.

В представленных в инспекцию МНС налоговых декларациях (расчетах) по НДС за 2021 год отсутствовали суммы НДС по создаваемым, приобретенным (ввезенным) основным средствам, за 1 квартал 2022 года – суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде, в том числе по созданным, приобретенным (ввезенным) основным средствам.

В ходе анализа сведений АИС «Учет счетов-фактур» установлено, что в адрес ООО «М» выставлены электронные счета-фактуры на приобретение основных средств, согласно которым товарные накладные на поставку основных средств датированы 03.01.2022.

Таким образом, у ООО «М» отсутствуют суммы НДС по приобретенным основным средствам, не принятые к вычету в 2021 году, которые могли быть приняты к вычету в 2022 году равными долями в полном объеме в соответствии с подпунктом 27.6 пункта 27 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Подробнее с графиком проверок можно ознакомиться на сайте КГК: www.kgk.gov.by

4. Алгоритм действий по внедрению электронных накладных

На сайте МНС опубликован алгоритм действий по внедрению электронных накладных:

  1. Проанализировать ассортимент реализуемой продукции на предмет включения ее в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.

Справочно: перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250.

  1. Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения — Global Location Number (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Справочно: получение GLN осуществляется в ассоциации ГС1 Беларуси (г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 4 этаж, тел.: (+375 17) 298-09-13, 298-06-60, 230-89-52; факс (+375 17) 298-03-01, e-mail: info@gs1by.by, прейскурант размещен на: gs1by.by).

  1. Получить ЭЦП для лица (лиц), осуществляющих приемку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).

Справочно: получить ЭЦП можно в Республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ) (г. Минск, пр. Машерова, 25, пом. 200, тел. (017) 311 30 00 (доб. 707) либо в иных региональных регистрационных центрах, перечень которых размещен на сайте НЦЭУ www.nces.by

  1. Определить оператора электронного документооборота

(EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор.

Справочно: информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу: ids.by

  1. По результатам проведенных консультаций с выбранным EDI-провайдером подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием, с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).

Подробнее можно ознакомиться на сайте МНС:  www.nalog.gov.by

5. Список запрещенных работ для женщин

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 6 июня 2022 г. № 35 скорректирован список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин. Соответствующие изменения внесены в ведомственное постановление от 12 июня 2014 г. № 35.

Документом предусмотрено сокращение списка в 2 раза. На сегодня в него включено 88 позиций вместо 181 позиции. Список сокращен за счет исключения из него ряда неактуальных для современного производства видов работ и профессий.

Справочно: последний раз этот перечень корректировался в 2014 году.

6. Ограничения для культурно-зрелищных мероприятий

С 1 августа 2022 года культурно-зрелищные мероприятия смогут проводить только госорганизации, организации, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также организации, включенные в реестр Минкультуры.

Реестр представляет собой базу данных Республики Беларусь, включающую сведения об организаторах культурно-зрелищных мероприятий из числа:

  • ИП;
  • юридических лиц Республики Беларусь, за исключением государственных органов, государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
  • иностранных или международных организаций, в том числе которые не являются юридическими лицами.

Справочно: создание реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий предусмотрено постановлением Совета Министров от 22.06.2022 № 401

Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Рубрика вопрос/ответ
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Всё о налогах для ИП
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов - всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2023 году.
Оставьте оценку этой статье
[Общий: 0 В среднем: 0]